Sign in to follow this  
Followers 0

Le Grand Mamamouchi

2 posts in this topic

Posted

Ну хорошо, с новейшей историей двухлетней давности у меня не очень. Память, знаете ли. Можно заняться чем попроще. Да вот хотя бы XVII веком.

Сцена посвящения господина Журдена в мамамуши. В начале второй ее части фигуранта вносят на холсте и укладывают на пол. В остальном ритуальная процедура носит вполне оригинальный характер и не имеет явных параллелей в литургической церковной практике.

Первый ее этап напоминает допрос в инквизиции; второй ее этап напоминает наделение придворным званием.

Она не похожа на орденское светское или монашеское посвящение. Не похожа на известные мне образцы посвящения эзотерического толка.

Здесь на записи она, естественно, в конце:

http://video.yandex.ru/users/alekx2016/view/225/

Первая постановка Мольером - 1670 год. Здесь - постановка В. Шлезингера в театре Е. Вахтангова (1969).

Сцены вноса фигуранта на холсте нет в тексте пьесы:

http://lib.ru/MOLIER/meshanin.txt

Ее нет в "Полоумном Журдене" М. Булгакова (чтобы сразу отрезать неплодоносные ветви):

http://lib.ru/BULGAKOW/jurden.txt

В. Смехов пишет, что спектакль был создан фактически единолично В. Шлезингером изначально как вузовский (щукинский), но потом перенесен на сцену театра Вахтангова в "более солидной" и менее смешной форме:

http://read.newlibrary.ru/read/smehov_veni...oei_pmjati.html

Журдена первоначально, кстати, играл З. Высоковский. И только после релиза второго варианта его стал играть В. Этуш.

Отсюда немного сумбурные вопросы исследования (а вдруг кто-то сможет просветить?) в совершенно разных плоскостях:

- какова была ситуация с тайными обществами при Короле-Солнце во Франции? у меня было мнение, что она была никакова вообще.

- как бы проникнуть в архивы Вахтанговского театра и Щукинского института, чтобы узнать, остались ли записи В. Шлезингера о работе над пьесой? ибо зачем и откуда он притащил в пьесу сцену с холстом?

Разве что немного помогает в попытке поиска источника государыня наша Екатерина - своим сочинением "Тайна противунелепого общества", где указано:

"ЭМБЛЕМА.

Родъ широкой и длинной простыни для качанія, на серединѣ которой написано No 1 и изреченіе:

Non plus ultra.

(Предѣлъ, его же не прейдеши).

Сіе новопринятымъ напоминаетъ, что тотъ, который дозволяетъ себя тѣлеснымъ или душевнымъ образомъ качать, подаетъ худое мнѣніе о своемъ благоразуміи".

http://az.lib.ru/e/ekaterina_w/text_0300oldorfo.shtml

Так что теоретически для подготовки постановки в стиле рококо режиссер мог изучать близкий по духу (хотя и не по времени), но зато чуть ли не единственный доступный русский образец.

Приглашаю всех заинтересованных лиц к участию в изучении соответствующих вопросов.

Больше всего беспокоит, конечно, ситуация с тайными обществами во Франции XVII века: что там было-то вообще - чтобы со своими ритуалами?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

- какова была ситуация с тайными обществами при Короле-Солнце во Франции? у меня было мнение, что она была никакова вообще.

Приглашаю всех заинтересованных лиц к участию в изучении соответствующих вопросов.

Больше всего беспокоит, конечно, ситуация с тайными обществами во Франции XVII века: что там было-то вообще - чтобы со своими ритуалами?

Ух ты! Какая преинтереснейшая тема :huh: Пусть и полугодовой давности... Осмелюсь-ка и я коротко порыть домашнюю архиву в поисках ответов на эти любопытные вопросы...

Король-Солнце - это, вероятнее всего, Людовик XIV. Годы жизни: 1638-1715. Стало быть, предполагается искать во Франции те тайные общества, которые имели собственные ритуалы и существовали там до 1715 года. Гуд! Были такие тайные общества...

Информацию о них я отыскал в известной книге Чарлза Уильяма Гекерторна "Тайные общества всех веков и всех стран" (С-Пб.: Типография Е.Н.Ахматовой, 1876).

Первое и наиболее близкое нам во Франции той эпохи - это, конечно, компаньонаж. В XII книге у Гекерторна есть отдельная глава, которая так и называется: "Союзы французских ремесленников". В ней очень лаконично, но достаточно наглядно описана сущность этих секретных ремесленных обществ. То, что у них были собственные ритуалы, хорошо видно, в частности, из следующего отрывка:

"При совещании парижского духовенства в 1655 году говорится: «Эта мнимая обязанность состоит из трех правил – почитать Бога, защищать имущество хозяина и помогать товарищам. Но эти товарищи бесславят Бога, оскверняют таинства нашей религии, разоряют своих хозяев, удаляя работников из мастерских, когда записанные в кабалу жалуются, что с ними поступили несправедливо. Их беззакония и святотатства изменяются сообразно различным ремеслам, но они имеют то общее между собой, что при вступлении в общество каждый член обязан присягнуть на Евангелии, что не откроет ни отцу, ни матери, ни жене, ни сыну, ни духовному, ни мирскому лицу, что он сам делает и что увидит; и для этого они выбирают гостиницу, которую называют матерью, где у них две комнаты; в одной они исполняют свои гнусные обряды, а в другой производят пиршества (выделено мною - Bart.)». Даже еще до 1645 года духовенство донесло на бесчестные и еретические поступки портных и башмачников парижским властям, и духовная власть запретила вредные собрания рабочих под опасением отлучения от церкви, так что ремесленники, чтобы избавиться от преследования духовенства, собирались в тех местах храма, которые считались священными. Однако даже оттуда их изгнали декретом от 11 сентября 1651 года" (Т. 2; С. 53-54).

Про ритуалы французского компаньонажа в разных источниках, особенно в иноязычных, вообще много чего есть, о чем я не далее, как минувшим летом с большим интересом узнал от Любезной Сестры ASA, за что ей еще раз душевнейшее братское спасибо -_- Так что французский компаньонаж XVII столетия, как мне кажется, прежде всего и следует рассмотреть более пристально. Были они там при Короле-Солнце и имели, как выясняется, свои собственные ритуалы...

Другое французское тайное братство этого периода - "шоффёры" или "топильщики". Гекерторн рассказывает о них в XI книге своего трактата (см. Т. 2; С. 35-39). Это было преступное сообщество, появившееся якобы уже после разгрома гугенотов и уничтоженное во Франции только в конце XVIII века. У них тоже, как явствует из гекерторнова повествования, были собственные ритуалы и даже целая система довольно сложной "корпоративной" обрядности. Кстати, история французских "шоффёров", судя по всему, некогда и вдохновила Любезного Брата Артура Конан Дойля на написание небезызвестного романа "Долина страха. Шерлок Холмс и масоны-убийцы". Не берусь утверждать наверняка, но фабула этого детективного произведения чрезвычайно сходственна с историей уничтожения преступного братства "шоффёров" в 90-х годах XVIII столетия.

Кроме того, в VIII книге ("Франкмасоны") упомянутого труда Гекерторна есть глава "Двуполое масонство", в которой сказано буквально следующее:

"Первые общества обоих полов. Некоторые из них были основаны праздным, смелым и победоносным воинством. Возьмем, как тип, орден "Рыцарей и Дам Веселья", основанный в Париже в 1696 году под сенью Вакха и Венеры; он имел громадный успех; его напечатанные статуты сохранились до сих пор, так точно, как и статуты "Дам св. Иоанна Иерусалимского" и "Дам св. Иакова Меча и Калатравы". Они служили как бы образцом для канонисс, которые до конца прошлого (XVIII - Bart.) столетия вводили придворную роскошь и светские удовольствия в самые монастыри во Франции и заставляли строгих моралистов извинять их словами, что это во вкусе нации" (Т. 1; С. 281).

Сомневаюсь, что эти французские "двуполые клубы" конца XVII столетия имели хоть какое-то отношение к масонству, и не уверен, что они имели под собою развитую систему внутренней обрядности, однако это все еще эпоха Короля-Солнце Луи XIV, так что их тоже, я думаю, не следует сбрасывать со счетов...

Ну, и последнее, что нашлось в той же VIII книге - это "Новые Рыцари Храма" (им посвящена XI глава). Гекерторн пишет:

"Мы читаем в современных отчетах, что несколько вельмож при дворе Людовика XIV, включая герцога Грамона, маркиза де-Бирана и графа Таллара, составили тайное общество, цель которого состояла в удовольствии. Оно распространилось. Людовик XIV, ознакомившись со статутами, изгнал членов этого общества, которого название было: "Малое воскресение Храмовников" (Т. 1; С. 238).

Французские "новые тамплиеры" после их запрещения Людовиком XIV вроде как снова возродились в 1705 году, превратившись из гедонистического общества в тайный политический клуб под руководством Филиппа, герцога Орлеанского. О перипетиях дальнейшей судьбы французских "новых храмовников" можно узнать все из той же книги Чарлза Уильяма Гекерторна.

Правда, относительно даты появления этого тайного общества на свет среди масонских ученых, как я понял, ведутся споры. Артур Эдвард Уэйт в своей "Новой энциклопедии масонства" (С-Пб.: Лань, 2003) - в статье "Масонская хронология" - отмечает:

"1681. Как говорят, в это время во Франции произошло "малое воскресение" тамплиеров. Сомнительно" (С. 177). И далее: "1705. "Малое воскрешение" тамплиеров в Париже перестало существовать. Вся эта история очень неубедительна" (С. 178).

Так что французское тайное общество "Малое воскресение тамплиеров", увы, под большим вопросом. Однако, и помимо "новых храмовников" в этой стране под скипетром Луи XIV были, как видно, и некоторые другие, куда более осязаемые тайные общества - со своими ритуалами, обычаями, символами и уставами. И это уже кое-что -_-

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0