Sign in to follow this  
Followers 0

Современное французское масонство

8 posts in this topic

Posted

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СОВРЕМЕННОЕ ФРАНЦУЗСКОЕ МАСОНСТВО: ОСНОВНЫЕ ОРДЕНА

С.П. КАРПАЧЕВ

ИСТОЧНИК: Вестник Московского городского педагогического университета. Серия "Исторические науки". - 2009. - №1(3). - С. 24-34.

Статья посвящена истории современного французского масонства. Автор, основываясь на источниках и работах французских и русских ученых, рассмотрел происхождение, основные направления и традиции 15 основных французских масонских орденов, таких, как Великий Восток Франции, Великая Ложа Франции, Великая Национальная Ложа Франции и др.

Ключевые слова: масонство во Франции; Великие ложи.

S.P. Karpachev. Modern French masonry: Main Orders

The article is dedicated to the history of modern French Masonry. Taking as a basis documents and works of French and Russian scholars, the author analyses the origin, main branches and traditions of 15 French mason orders, such as The Grand Orient de France, The Grande Loge de France, The Grande Loge Nationale de France etc.

Keywords: Freemasonry in France; Grand Loges.

Современное масонство в преддверии своего 300-летия продолжает привлекать внимание мировой и отечественной общественности. Для последней особый интерес представляет французское масонство, являющееся наиболее активным отрядом масонского мира и пользующееся в нем заслуженным авторитетом. Достаточно отметить, что российское масонство всегда было теснейшим образом связано с французским, а для всего современного отечественного «королевского искусства» французские ордена явились материнскими [1].

Французскому масонству посвящена обширная литература [2], его современное состояние можно проанализировать на основе периодических изданий орденов вольных каменщиков [3], интервью их руководителей [4] публикаций официальной документации, интернетовских материалов.

Первые масонские ложи во Франции появились в 20-х гг. XVIII века. Они основывались англичанами, но в них активно устремлялась французская знать, стремившаяся после тяжелого царствования Людовика XIV к большей свободе мысли и нравов и видевшая в то время свой идеал в общественном устройстве либеральной Англии. Вскоре стали образовываться и чисто французские ложи, состоящие из местной аристократии и буржуазии. В 1728 г. в стране возникла Великая Английская Ложа Франции, переименованная позже в Великую Ложу Франции. На французский язык были переведены устав и ритуал Братства. Мастерские работали по андерсоновской конституции [5], приспособленной к французским порядкам.

Наряду с классическим английским масонством, появились и другие масонские системы. В 1756 г. возник капитул высших степеней Рыцарей Востока, куда входил большей частью ремесленный люд, называвший себя «верховными и природными принцами всего Ордена». Затем возник «Совет императоров Востока и Запада» – система из 25 степеней, члены которой, принадлежавшие к. высшим слоям общества, приняли титул «верховных масонских принцев». В 1770 г. образовалась Великая Шотландская Ложа. Создавалось и множество иных масонских объединений. Все они не выдержали испытания временем и выбыли из масонского поля.

В 1773 г. был основан Великий Восток Франции (ВВФ) – масонский орден, остающийся до настоящего времени ведущим масонским объединением страны. Одна из причин его жизнеспособности заключается в упорядочении своей деятельности. В частности, был принят новый регламент работ, предусматривающий регулярное избрание руководителей лож, введение возрастных ограничений при приеме, признание части высоких степеней. ВВФ разрешил своим адептам использовать различные ритуалы: Французский, Древнепринятый Шотландский, Шотландский Усовершенствованный и т.д.

Во время Великой Французской революции масонская деятельность, в том числе ВВФ почти полностью прекратилась. Она была возобновлена только в 1795 г. Во время I Империи произошло огосударствление масонства, сопровождавшееся приданием ему внешнего блеска. Наполеон, относившийся равнодушно к масонству, предпочел, тем не менее, поставить его под свой контроль. Великим Мастером Великого Востока был назначен Жозеф Наполеон, который не был вольным каменщиком и на заседаниях не появлялся. Заместителем Жозефа стал принц Луи Наполеон, позднее, в 1805 г., – Камбасерес; Великим Администратором – маршал Массена; Первым Великим Надзирателем – маршал Мюрат, который, будучи по своему роду деятельности в постоянных разъездах, не участвовал в масонских собраниях. Активно действовали в наполеоновской армии военные масонские ложи. Часть вольных каменщиков оказалась в рядах как роялистской, так и республиканской оппозиций. В период реставрации французское масонство возглавлял Людовик XVIII.

Братство вольных каменщиков объединяло в своих рядах людей различных взглядов, философских и политических пристрастий. В него входили деятели умеренной, радикальной, революционной партий. В 40-х гг. XIX века во французском обществе усилились республиканские настроения, что нашло свое отражение и в деятельности Ордена. Его члены с энтузиазмом приняли революцию 1848 г. и установление республики. В воззвании Великого Востока Франции по случаю установления республики говорилось: «Хотя французское франкмасонское Братство согласно своим статутам держится в стороне от всяких политических споров, однако оно не могло умолчать о своих симпатиях к великому национальному и социальному движению, только что свершившемуся. Во все времена на знаменах франкмасонов блистали слова: «свобода, равенство, братство», и, видя их в настоящее время на знаменах французской нации, франкмасоны радостно приветствуют торжество этих принципов и считают себя счастливыми, что могут сказать, что этим все отечество как бы получило масонское освещение» [6].

После государственного переворота 2 декабря 1852 г. Великий Восток Франции своими постоянными ассамблеями, где принимались решения, живо воскрешавшие в памяти республиканские времена, не мог не раздражать правительство II Империи. Однако вместо запрета оно смогло установить свой контроль над Орденом и придать ему официальный характер. На конвенте 1854 г., созванном по инициативе кузена императора Луциана Мюрата, конституция Великого Востока была переработана и приспособлена к условиям авторитарного государства и наполеоновскому законодательству. Из первой статьи конституции было убрано определение масонства как прогрессивной организации. Братство, по новой редакции, стало рассматриваться как союз людей, исповедующих различные религии, занимающихся благотворительностью и моральным совершенствованием. Ликвидировалась свобода масонской печати. Руководство Ордена стало назначаться правительством. Братья-республиканцы частью эмигрировали, частью ушли в подполье. Деятельность Ордена сокращалась. В 1852 г. Великий Восток насчитывал 330 лож, в 1857 г. – 214 и в 1863 – только 190 лож [7].

В 60-х гг. масонство стало постепенно освобождаться от официальных цепей, чему способствовала и либерализация наполеоновского режима. Оно эволюционировало в сторону республиканских настроений и, в конце концов, стало идентифицироваться с республиканской партией. Провозглашенное революцией 4 сентября 1870 г. правительство Третьей республики состояло преимущественно из масонов. Ложи вольных каменщиков дали республике часть своих кадров. Они назначались префектами, су префектами, мэрами, заменяя дискредитировавших себя бонапартистов.

После подавления Парижской коммуны масонство превратилось в центр связи между сторонниками демократической республики, боровшимися против клерикальной, монархической и бонапартистской коалиции. В него вступили видные республиканские политические деятели – Гамбетта, Ж. Ферри и др. В то же время в духовной жизни Франции господствующим фактором стал позитивизм и другие сциентические учения. На склоне лет в масонскую ложу Милосердная Дружба вступил «папа» позитивизма философ Э. Литгре. В Ордене произошло слияние либерально-политических деятелей и представителей рационалистических философских учений. В этих условиях Конвент Великого Востока 1877 г. провел важную реформу. Выражая преобладающие в обществе и на Конвенте мнения, не разделяемые, кстати, Советом Ордена, один из его участников говорил: «Предоставим теологам труд обсуждать догмы. Предоставим авторитарным церквам труд формулировать запреты. Масонство же пусть останется тем, чем оно должно быть, – организацией, открытой всякому прогрессу, всякой нравственности и возвышенной идее, всякому здравому и либеральному направлению мысли» [8]. Конвент исключил из Устава формулировку о Великом Архитекторе Вселенной, постулат о бессмертии души, принял первый параграф Устава в следующем виде: «Франкмасонство всецело является филантропическим и прогрессивным учреждением, ставящим целью поиск истины, изучение всемирной морали, наук, искусств и путей совершенствования благотворительности. Его принципы – полная свобода совести и солидарности людей. Оно никого не исключает за убеждения и выдвигает девизом свободу, равенство, братство» [9]. В ответ на эту либеральную реформу англосаксонские и немецкие масоны, оставшиеся на позициях «Книги уставов» Андерсона, прервали связи с Великим Востоком Франции. Произошел «великий раскол» масонства, продолжающийся по сей день.

В последней четверти XIX века ложи занимались обсуждением вопросов образования, проблем взаимоотношений между различными слоями населения, критикой клерикализма и обскурантизма. В них готовились проекты реформ отмены смертной казни, либерализации семейного законодательства. Братья активно участвовали в борьбе с туберкулезом, алкоголизмом, в строительстве дешевых жилищ для бедных. Под влиянием и при участии Ордена Франции удалось совершить прорыв к обязательному светскому образованию, провести ряд крупных преобразований в либерально-демократическом духе. В целом в конце XIX – начале XX веков. Великий Восток превратился в либеральное масонское Послушание, ориентированное на активное участие в интеллектуальной, социальной и политической жизни. В настоящее время ВВФ, насчитывает 1050 лож и 47000 братьев [10].

Масонство не могло обойти стороной и широко распространившееся во второй половине XIX века феминистское движение. В 1893 г. Франция стала родиной международного масонского ордена Droit Humain [11] организовавшего свои мастерские в Англии, Италии, Бельгии. США и других странах. Главной особенностью Ордена было то, что он объединял в своих рядах мужчин и женщин в «совместной работе освобождения ради предоставления им равных прав». Большинство лож этого Послушания следовало в русле рационализма, однако были и ателье, практиковавшие занятия теософией. В Послушании был принят Шотландский ритуал, оно оставляло своим адептам свободу в признании Великого Архитектора Вселенной и бессмертия души, занималось проблемами социальной политики и детства. В настоящее время Французская федерация Международного смешанного масонского ордена Droit Humain в своих 420 ложах насчитывает 15000 братьев и сестер. Соотношение между ними составляет соответственно 1/3 к 2/3 [12].

В начале 1895 г. образовалась Великая Ложа Франции (ВЛФ). История этого Послушания восходит к созданному в 1804 г. Верховному Совету Древнепринятого Шотландского ритуала. Тогда же эта организация заключила с Великим Востоком соглашение, по которому она не вмешивалась в дела символических лож, а Великий Восток, в свою очередь, мог посвящать своих адептов не более чем в 18-ю степень Древнепринятого Шотландского ритуала. Однако вскоре он нарушил это соглашение и основал Великую Директорию (называемую ныне Верховная Коллегия Ритуалов), имевшую право возводить своих адептов во все градусы, включая высший – 33-й. В ответ на это Верховный Совет стал создавать свои символические ложи, которые и объединились в ВЛФ. Она использует в своих работах Древнепринятый Шотландский ритуал, фактически стоит на позициях регулярного масонства, однако не признается Объединенной Великой Ложей Англии вследствие своей самопровозглашенности. Орден объединяет 750 лож и 27000 братьев [13].

Ряд масонов, не признавших решения ВВФ 1877 г., стремились к воссозданию в стране регулярного масонства. В 1913 г. в Бордо, с помощью англичан была создана Великая Национальная Независимая и Регулярная Ложа для Франции и французских колоний, получившая признание наиболее авторитетного ордена в мировом регулярном масонстве Объединенной Великой Ложи Англии. В годы Второй мировой войны орден, как и другие масонские объединения был разрушен и восстановился в 1948 г. под названием Великая Национальная Ложа Франции (ВНЛФ). Он действует в русле консервативного англо-американского королевского искусства, придерживается принципов «регулярности», включающих признание Великого Архитектора Вселенной в качестве Бога или высшего существа, бессмертия души, широкое использование Библии в своих работах, запрет на прием женщин и обсуждение религиозных и политических вопросов, точное следование Шотландскому ритуалу. Послушание проводило и проводит политику непризнания иных направлений масонства. Объединение насчитывает в настоящее время 1450 ложи 35500 членов [14].

Основополагающий масонский документ – Конституция Андерсона строжайшим образом запрещает прием в масонские ложи женщин [15]. Однако с 70-х гг. XVIII века во Франции стали возникать так называемые адоптивные [16] ложи, состоящие, прежде всего, из родственниц масонов. Активизация участия женщин в общественной жизни в конце XIX века привела к созданию, как уже было сказано, сначала смешанного масонского объединения Droit Humain, а затем и чисто женского масонского ордена – Великой Женской Ложи Франции (ВЖЛФ). Создание первой чисто женской ложи во Франции «Свобода выбора» относится к 1901 г. 29 мая этого года она провела свое первое собрание с обсуждением темы «Роль женщины в социальной жизни». Вторая ложа «Новый Иерусалим» была создана в 1907 г. В 1936 г. состоялся конгресс женских и адоптивных лож, на котором был создан Великий секретариат из пяти членов. 17 сентября 1945 г. пять женских лож, в том числе «Свобода выбора», «Новый Иерусалим», «Минерва», общей численностью в 90 чел. образовали «Союз женского масонства во Франции». В 1952 г. он был переименован в ВЖЛФ. В настоящее время она насчитывает 12 000 членов и 363 ложи, действующих кроме Франции и ее заморских территорий в Люксембурге, Венгрии, Польше, Литве, Сербии, ряде африканских стран и готовиться к открытию мастерских в Латвии, Чехии, Болгарии и Румынии. Увлекаясь обсуждением вопросов о роли женщин в современном мире (среди тем, проводимых объединением коллоквиумов и семинаров, «Женщины и женское масонство», «Женщины во французском Сопротивлении в годы Второй мировой войны», «Взгляд женского франкмасонства на Европу», «Что означает быть женщиной в XXI в.» и т.д.) ВЖЛФ не считает себя феминистской организацией. Она позиционирует себя как интеллектуальный и философский орден, основанный на ответственности и действии, как школу жизни, основанную на свободе, терпимости, уважении друг к другу и самому себе. Слоган ордена – «Познай самого себя». Принципами объединения выступает толерантность и лаицизм. Орден объявляет своей целью стремление к «более солидарному и просвещенному человечеству». Он требует от своих адептов «работать внутри лож, чтобы нести за их пределы свои идеи и ценности, стремясь лучше обустроить этот мир». Орден объединяет 350 мастерских и 11000 сестер [17].

В 1958 г. из Великой Национальной Ложи Франции выделилось семь лож и 30 Великих офицеров с целью создания независимого масонского объединения, свободного от английской) влияния. Объединение получило название Великая Национальная Ложа Франции Opera по имени улицы, где находился его офис. В 1982 г. Конвент ордена принял название Великая Традиционная и Символическая Ложа OPERA, чтобы еще больше: подчеркнуть свое отличие от ВНЛФ, расположенной на ул. Бино. Эмблема ордена – Феникс, восстающий из пепла. Орден насчитывает 202 ложи, объединяющих более 3 650 братьев во Франции, Бельгии. Италии, Испании, Бразилии, Сенегале, Конго, Береге Слоновой Кости. Рекомендует своим адептам использовать Шотландский усовершенствованный ритуал, но использует также Эмулейшн, Йорк, Древнепринятый Шотландский и ритуал Королевской арки. Объединение практикует строгое следование ритуалам, сосредоточено на изучении символизма, интеллектуальном совершенствовании и внутреннем духовном развитии своих членов, считая, что именно это «есть настоящая цель жизни на земле, средство помощи человечеству в движении к Миру, Справедливости и Братству». Подчеркивает строгое соблюдение запрета на обсуждение политических вопросов и строгое отношение к экстремистским и сектантским движениям, члены которых не могут быть допущены в организацию, так как «принципы масонской толерантности и антидогматизма тотально противоречат указанным течениям. Объединение требует от своих адептов в «профанской» жизни «своими добродетелями являться нравственным примером для окружающих». Будучи мужским объединением, тем не менее, имеет конкордаты о взаимопризнании с женскими и смешанными орденами: Великой Женской Ложей Франции, Великой Женской Ложей Мемфис-Мизраим, Великой Смешанной Универсальной ложей и т.д. [18].

Великая Французская Ложа Мемфис-Мизраим была создана в 1963 г. Робертом Амбеленом, Великим Мастером Международного масонского ордена Мемфис-Мизраим, как его мужская французская федерация. Она практикует египетский ритуал, основывающийся на традициях старинных мистерий. Объединяет братьев, интересующихся посвященческой традицией, оккультизмом и эзотерикой. На сегодняшний день насчитывает 25 лож и 300 братьев [19].

Национальная Французская Ложа, представляющая собой федерацию лож и ритуалов, была основана 26 апреля 1968 г. тремя мастерскими: «Жан-Теофил Дезюгалье», работавшей по Шотландскому Усовершенствованному и Французскому Традиционному ритуалам и как наиболее древняя, получившей № 1 в реестре нового ордена; «Андерсон», использовавшей Французский Традиционный ритуал, и «Верность», практиковавшей ритуал «Эмулейшн». Это мужское масонское объединение насчитывает сегодня 25 лож (из них 8 исследовательских) и 300 братьев. Оно имеет договоры о взаимопризнании с девятью французскими Великими ложами либерального направления. Орден практикует исключительно вышеуказанные ритуалы в их первоначальном виде, что с точки зрения его адептов «позволяет использовать посвященческую практику и возвратиться к традиционным истокам масонства». Отличительной чертой объединения является исключительное внимание к изучению масонства и символики, результаты которого публикуются в его печатном органе «Возрождение традиционализма», издающемся с 1970 г. [20].

Великая Женская Ложа Мемфис-Мизраим. В 1965 г. Великий Мастер Мемфис-Мизраимского ритуала Роберт Амбелен разрешил использование ритуала для женщин. Тогда же была основана первая женская ложа Мемфис-Мизраимского ритуала. В 1971 г. было образовано соответствующее объединение. В настоящее время оно имеет 60 лож и 1000 сестер [21].

Великая Независимая и Суверенная Ложа Объединенных Ритуалов образовалась в 1973 г. из части Национальной Французской Ложи. Она работает под традиционным для масонства лозунгом «Во славу Великого Архитектора вселенной», но одновременно заявляет' о своей тотальной приверженности к свободе, ее основные девизы: «Абсолютная свобода совести», «Свободный масон в свободной ложе», «Развитие человека для развития человечества». Особенностью ордена выступает использование им в своей практике всех 10 основных масонских ритуалов, декларируя при этом борьбу с их псевдомодернизацией и приверженность классическим версиям. Исходя из этого, объединение имеет довольно оригинальное устройство. Оно объединяет две чисто женских ложи, работающих по Женскому ритуалу, одну чисто мужскую ложу, работающую по Шотландскому усовершенствованному ритуалу, допускающему исключительно мужское масонство, и 14 смешанных мастерских, работающих по ритуалам, допускающим наличие в ордене мужчин и женщин. В результате семь лож практикуют Древнепринятый Шотландский ритуал, шесть – Мемфис-Мизраимский, две Мизраимский, одна – французский и одна – женский ритуалы. Соотношение мужчин и женщин составляет в ордене 66% и 34% соответственно. Орден имеет достаточно демократическое устройство. Он, как и все масонство, исключает на своих собраниях политические дебаты, но принимает все политические идеи за исключением расистских, сектантских и тоталитарных в любых их формах и проявлениях. На политические группировки соответствующего толка масонская толерантность не распространяется. Орден, несмотря на свою малочисленность (300 членов), имеет достаточно широкое признание. У него заключены конкордаты о взаимопризнании с Великим Востоком Франции, Великой Традиционной и Символической Ложей Opera, Французской федерацией Droit Humain, Великой французской ложей Мемфис-Мизраим, Великим Востоком Каталонии, Великой Ложей Марокко, Великим Востоком Швейцарии, Масонским орденом «Delphi» Греции, Великой Символической ложей Испании, Великим Востоком Люксембурга, Великим Востоком Португалии и др. Однако главнейшая отличительная особенность ордена – его активное выступление за создание единого европейского масонства [22].

История Великой Смешанной Универсальной Ложи началась в феврале 1973 г., когда из Droit Humain выделились три ложи, недовольные структурой ордена, который не соблюдает традиционно существующего в масонстве разделения символических и высших степеней. Ложа декларирует полную независимость от высших градусов, использует Французский и Древнепринятый шотландский ритуалы, по своей Конституции близка к ВВФ. Насчитывает 60 лож и 1 000 членов [23].

Посвященческий и Традиционный Орден Королевской Арки был создан в январе 1974 г. девятью братьями из Великого Востока. В своих работах использует исключительно Оперативный Ритуал Соломона. Он состоит из девяти степеней. Первые три соответствуют традиционному символическому масонству и полностью самостоятельны в своих действиях. 4-9-й градусы представляют систему высших степеней, образующих отдельный орден, управляемый Верховным советом во главе с Великим Командором. В объединении зачитываются зодческие работы на символические, посвященческие и философские сюжеты. Идеология ордена основывается на свободе совести: «каждый может признавать или не признавать существование бога или высшего разума, тем не менее, отвергает «рационалистическую болтовню», предлагая своим адептам следовать «посвященческой дорогой, размышляя над вечными вопросами жизни и смерти». Объединение имеет 60 лож, расположенных во Франции и ее заморских территориях, а также в Бельгии, Канаде, Мадагаскаре, Швейцарии. Общая численность членов – 1000 чел. [24].

Небольшая Великая Французская Ложа Мизраима [25] представляет собой смешанное масонское объединение, основанное в 1980 г., насчитывающее 10 лож и 300 братьев и сестер. Основа эзотеризма ордена – в древнеегипетских мифах. Именно в их глубинах вольные каменщики ордена ищут истину, «не забывая о настоящем и окружающем мире». Орден основывается на Традициях, Созидании и Новаторстве. Идеология ордена строится на легенде о связи современного масонства со строителями египетских пирамид: «Мы благодарим египетских богов, которые создали Пирамиды и дали нам свет». Всячески подчеркиваются связи между практиками инициации в Древнем Египте и в современном масонстве, что доказывается наличием в обоих случаях комнаты размышлений перед процедурой инициации, ее проведением мастерами-строителями, наличием ритуальных предметов — уровня, наугольника и ветки акации, символизирующей воскрешение Озириса. Проводится аналогия масонских ритуалов с Книгой Мертвых, в которых инициации проходят три этапа: прощание с профанским миром – испытания или странствия, часто символизирующие смерть – и воскрешение к новой, более совершенной жизни. Одна из основ проекта ордена – строительство будущего на основе эзотерики древнеегипетских мифов [26].

Великая Смешанная Ложа Франции основана в 1982 г. рядом мастерских, вышедших из Великой Смешанной Универсальной Ложи и декларировавших, что «мужчины и женщины (этих мастерских – С.К.) решили вместе строить справедливое, братское общество». Использует в своей практике различные ритуалы. Девиз объединения – «Жить – это думать, говорить, слушать, меняться». Орден включает в себя 120 лож и 2500 братьев и сестер.

Великая Объединенная Ложа Франции – самое молодое из французских масонских объединений. Создана 4 сентября 1994 г. мастерами различных масонских орденов. Работает во Франции и на заморских территориях. Позиционирует себя как смешанный, современный масонский орден, основывающийся на традициях XVIИ века, придерживающийся посвященческой формы деятельности, с учетом современной социальной эволюции. Придерживается абсолютной свободы совести, принимая в свой состав «материалистов и спиритуалистов, теистов, атеистов и агностиков». Предоставляет своим членам полную свободу по отношению к другим масонским объединениям. Интегрирует в свой состав людей, исповедующих равенство всех перед законом, принципы братской солидарности, толерантность. Использует пять масонских ритуалов: Древний (очевидно имеется в виду первые три степени ритуала Йорк – С.К.) – для братьев и сестер, стремящихся к первоначальной чистоте масонских обрядов XVIII в. Древний и Принятый Шотландский – для избравших длительный путь масонского совершенствования в 33 ступени. Шотландский Усовершенствованный – для масонов, заинтересованных символическими и религиозными поисками. Французский – вобравший традиции и интеллектуальные богатства страны. Эмулейшн – для предпочитающих англо-саксонскую символику, присутствующую в нем. Зодческие работы ордена посвящены искусству, философии, наукам, истории цивилизаций. Насчитывает 10 лож и 150 братьев и сестер [27].

Таким образом, сегодня французское масонство насчитывает 15 объединений, 4 609 лож и 145 500 братьев и сестер. Оно крайне разнообразно. Здесь мужские, женские и смешанные ордена. Регулярное масонство, строго придерживающееся Конституции Андерсона (ВНЛФ). Оккультно-мистическое масонство, представленное Мемфис-Мизраимским ритуалом. Большая часть французских вольных каменщиков работает в русле либерального масонства, ориентированного на активное участие в социальной жизни. В чем едино французское «королевское искусство», так это в строгом следовании старинному запрету на обсуждение политических и религиозных сюжетов. Широкое развитие и разнообразие масонства во Франции свидетельствует о высоких моральных и интеллектуальных запросах французского общества, его мощном духовном потенциале, стремлении к поискам ответов на вечные вопросы человеческого общежития.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. О генезисе современного российского масонства см.: Карпачев С. П. Зарождение и

развитие масонства в современной России // Вестник МГПУ. Серия «Исторические науки». – 2009. – №2.

2. См., например: Combes Andre. Les trcis siecles de la franc-maconnerie francaise. – 2 ed. – Paris, 1989; Dachez R. Histoire de la Franc-maconnerie francaise. - Paris: col. «Que saisje?», 2003; Petit J. Abregede 1'histoire du Grand College des Rites (1826-1995). - Paris, 1995;

Dictionnaire de la franc-maconnairie / Daniel Ligou. - Paris, 2006. - P. 458-477; Рубинский К.И. Масоны во Франции (вчера и сегодня) // Вопросы истории. - 1976. - № 9. - С. 138-146; Карпачев С. П. Тайны масонских орденов. Ритуалы вольных каменщиков. - М: Яуза-пресс,

2007. - С. 16-24; Нечаев С. Ю. Масоны и «Великий Восток». - ML: Вече, 2007; и др.

3. См., например: «Umanisme» – печатный периодический орган Великого Востока Франции; «Le Fil a plomb» – орган Великой Смешанной Универсальной Ложи; «Renaissance du traditionalisme» – орган Национальной Французской Ложи; «Les cahiers Villard de Honnecourt» – Великой Национальной Ложи Франции и т.д.

4. См., например, интервью Великого Мастера Великой Независимой и Суверенной

Ложи Объединенных Ритуалов Кристиана Роберта // Initiations Magazine. - 2008. - Juin / juillet. – №22. – P. 36-38.

5. Рамки статьи не дают возможности объяснять масонскую терминологию, поэтому

отсылаю читателя к изданию: Карпачев С. П. Масоны. Словарь. Великое искусство каменщиков. - М.: ACT, Олимп, 2008.

6. Финдель И. История франкмасонства от возникновения его до настоящего времени. – Т. 2. – СПб., 1874. – С. 185.

7. Combes Andre. Op. cit. – P. 102.

8. Цит. по: Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем / Пер. с итал. – М.: Прогресс, 1990. – С. 115.

9. Цит. по: Соловьев О. Ф. Масонство далекое и близкое // Новая и новейшая история. –

1992. – №4. – С. 78.

10. Principals Obediences francaises // Initiations Magazine. 2008. – Juin / juillet. – № 22. –

P. 68; www.godf.org. // Bauer A., Boeglin E. Le Grand Orient de France. -Paris, 2002.

11. Наиболее адекватный русский перевод – «Права Человека». Однако представители ордена, где сильны позиции феминизма, считают это проявлением мужского шовинизма,

предпочитая хуже звучащий на русском языке – «Человеческое право».

12. www.drothumain-france.org. // Boyau R. La Federation francaise du Droit Humain, -

2 ed. – Paris, 1976; Initiations Magazine. – P. 68; Dictionnaire de la franc-maconnairie / Daniel

Ligou. – Paris, 2006. – P. 365-368.

13. Initiations Magazine... www.gldf.org.

14. Initiations Magazine... www.glnf.org.

15. Подробнее о вопросе приема женщин в масонстве см.: Dictionnaire de la franc-

maconnairie / Daniel Ligou. – Paris, 2006. – P. 14—15, 441; Bruit E. La Franc-Maconnnerie et

l’emancipation des femmes. – Paris, 1967; Buisine A. La Franc-Maconnnerie anglo-saxone et les fernmes. – Paris, 1995; Loge Sub Rosa. VInitiation feminine. – Geneve, 1985; Williers B. Les femmeset la Franc-Maconnnerie. – Paris, 1880; Hivert-Messeca G et Y. Comment la maconnerie vinl aux femmes: deux siecles de Franc-maconnnerie d'adoption, feminine et mixte en France.

1740-1940. Paris, 1997; Beaunier M. La Grande Loge feminine de France. – Paris, 2001; La

Grande Loge feminine de France, autoportrait / A. Buisine. – Paris. 1995; Le Forestier R. Maconnerie feminine et loges academiques. – P.; Milan, 1979.

16. От фр. adoption – усыновление, удочерение, шефство, принятие.

17. Beaunier M. La Grande Loge feminine de France. – Paris, 2001 // www.glff.org.

18. www.gitso.org. Initiations Magazine ...

19. Initiations Magazine... www.glfmm.org.

20. www.logenationalefrancaise.org. Initiations Magazine...

21. Dictionnaire de la franc-maconriairie / Daniel Ligou. – Paris, 2006. – P. 477; Initiations

Magazine... www.glfmm.free.fr.

22. www.glisru.fr.: Robert Christian. Vers une Franc-mafonnerie europeenne // Initiations

Magazine. – 2008. – Juin / juillet. – № 22. – P. 36-38.

23. Initiations Magazine,.. // www.grandelogemixteuniversselle.org.

24. Initiations Vlagazine... // www.oitar.org.

25. Мизраим – древнееврейское название Египта.

26. Initiations Magazine. 2008... // www.glfm.org.

27. Initiations Magazine. 2008... // www.gluf.org.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Терминология красивая,певучая такая. :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И мысли такие свежие, верные, объективные...

В чем едино французское «королевское искусство», так это в строгом следовании старинному запрету на обсуждение политических и религиозных сюжетов.

Ржал.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

"В результате семь лож практикуют Древнепринятый Шотландский ритуал, шесть – Мемфис-Мизраимский, две Мизраимский, одна – французский и одна – женский ритуалы".

Ну ка сёстры рассказывайте,какие такие у вас женские ритуалы. :) )

"Он действует в русле консервативного англо-американского королевского искусства" тоже не плохо. :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Все-то вы, Любезные Братья, смеетесь :) Ну, да. Термология, мягко скажем, "непричесанная". Особенно меня вымораживает слово "посвященческий". Так и просится образовать от него слово "посвященец" со всеми вытекающими :) Не понимаю я, чем это Сергею Павловичу как историку не нравится старое-доброе слово "инициатический"? Ну, и далее по тексту...

Тем не менее, мне не удалось найти на русском языке никакого другого текста - столь же лаконичного и емкого, - в котором бы содержался фактически полный обзор всех значимых течений в современном французском масонстве. Пятнадцать "орденов" все-таки... Тут уж С.П.Карпачев, безусловно, молодец и это ему в несомненный плюс. Статья, хоть и не шедевр масоноведческой риторики, все-таки очень помогает хоть как-то разобраться в современном многообразии французских масонских послушаний. С этой целью сюда и вывешена. Многие позиции спорные, некоторые дефиниции вызывают недоумение и вопросы, но все-таки это лучше, чем вообще ничего. А как иначе разобраться интересующимся в том, каковы на сегодняшний день основные французские послушания и какая между ними разница?

Вы мне, умедреные знаниями и опытом мои Любезные Братья, лучше вот что скажите: С.П.Карпачев пишет, что французское масонство стало "материнским" для всех современных российских послушаний. Это почти что так. За исключением, насколько я знаю, того, что есть у нас Мемфис-Мицраим итальянский, но есть ведь и французский - самый главный и правильный :) - так что это не суть. Вот у меня и возник вопрос: почему именно Франция? Почему у нас практически с самого 1990 года все именно на ней завязано? В Российской империи влияние французских лож на русское масонство было, бесспорно, тоже одним из определяющих. Но были ведь тогда и английская, и прусская, и шведская системы. А вот в новейшие времена все завязано на Франции. Почему?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Исключительно личные связи, больше ничего.

Ковыряясь в расшифровках символических значений, я все время натыкалась почему-то на каббалу, на тексты древнееврейские, египетские и масонские... А в 1985 году, когда к нам в гости приехал твой французский друг, вдруг выяснилось, что масонство существует по сей день. Оказалось, что этот Жан-Пьер совсем недавно стал членом Всемирного Ордена.

Вострубиил Юриевич Воробьевский

http://bookz.ru/authors/vorob_evskii-urii/...robjevur01.html

Если бы мсье Dergatcheff учил в школе английский, все было бы по-другому. Немецкий - по-третьему. Масонская ситуация в России есть не просто копия, а калька с ситуации французской. Имея другие корни, мы с удивлением и тоской взирали бы на французов и ни-че-го бы не понимали.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Если бы мсье Dergatcheff учил в школе английский, все было бы по-другому. Немецкий - по-третьему. Масонская ситуация в России есть не просто копия, а калька с ситуации французской. Имея другие корни, мы с удивлением и тоской взирали бы на французов и ни-че-го бы не понимали.

Зато теперь многое понимаем. И в привратностях масонской истории, и в несовершенстве человеческой породы. Вот какая у нас зато история новейшего российского масонства - интересная и полная событий. В жизни всегда должно быть место Хаосу, ибо он суть исходный материал для Космопостроения. Думаю, на уже готовую уменьшенную модельку Космоса - такую крохотную и сувенирную - мы бы и сами не согласились. Как-то не по-русски это. Нам если Космос, то настоящий - своими руками. И тут, хочешь - не хочешь, приходится иметь дело с Хаосом, ибо не из чего другого Космос на моей памяти еще не возникал. Так что спасибо французам, мсье Дергачёву и его школьным учителям французского! Как говорится, Liberté, Égalité, Fraternité :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Исключительно личные связи, больше ничего.

Вострубиил Юриевич Воробьевский

http://bookz.ru/authors/vorob_evskii-urii/...robjevur01.html

Если бы мсье Dergatcheff учил в школе английский, все было бы по-другому. Немецкий - по-третьему. Масонская ситуация в России есть не просто копия, а калька с ситуации французской. Имея другие корни, мы с удивлением и тоской взирали бы на французов и ни-че-го бы не понимали.

Рискну внести несколько своих романтических тугриков:

1. Масонство у женщин все равно бы имело французские корни, потому что как не крути, а начало его там, и крупнейшие смешанные и женские юрисдикции - таки из Франции, и именно они помогают новым ложам на новых территориях получить свет.

2. В начале 20 века масонство заново инициировал в России (хоть и очень неудачно) тоже ВВФ. И именно во Франции "теплились" некоторое время "русские" ложи.

3, (совсем лирический) тугрик: у нас история недлинная пока, но даже за эту историю мы уже столкнулись с несколькими масонками с русскими корнями (в третьем поколении), помнящими эти корни, и иногда знающими язык. Думаю, среди масонов мужчин таких еще больше. Судя по их реакции на наше "появление" и готовности тратить на нас свои силы и время - им это не безразлично.

"В результате семь лож практикуют Древнепринятый Шотландский ритуал, шесть – Мемфис-Мизраимский, две Мизраимский, одна – французский и одна – женский ритуалы".

Ну ка сёстры рассказывайте,какие такие у вас женские ритуалы. :D )

Традиционное питие крови проводится из черепов определенной гендерной характиристики :):)

А если серьезно - тони в DH, ни в ВЖЛФ таких ритуалов нет, чего напридумывала себе эта экзотическая ВЛ - просто не в курсе :D:D:D Надо б с ними списаться и выяснить, наверняка ж у них с нами конкордат какой-нить есть :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0