Sign in to follow this  
Followers 0

Алхимия и Философский Камень

19 posts in this topic

Posted

----------------------------------------------------------------------------------

АЛХИМИЯ И ФИЛОСОФСКИЙ КАМЕНЬ [1]

Статья 1839 года из популярного литературного журнала "Отечественные записки"

В истории философии нет, может быть, главы любопытнее той, в которой говорят о начале и успехах алхимии; нет отрасли земных знаний, которая наиболее показывала бы силу и в то же время слабость человеческого разума; нет труда, который осуществлял бы так верно басню о горе, рождающей мышь.

Стремление к бесконечному, врожденное человеку и служащее лучшим доказательством его способности совершенствоваться, это стремление, возбуждающее в нем страсть к чудному и увлекающему его к сверхъестественному, сделало его в веках непросвещенных алхимиком и астрологом; но между тем время и образованность произвели из астрологи астрономию, а из алхимии химию, и наука заступила место магов и колдунов. Этот переход наук сверхъестественных к наукам положительным, идеализма к реализму, совершился, по крайней мере, отчасти, в конце XVI столетия, и алхимия должна была, наконец, умереть или, лучше сказать, преобразоваться... И действительно, к чему было искать философского камня после открытия Перу?..

Довольно любопытно будет собрать некоторые сведения, разбросанные в древних и новых книгах об этой науке, которая, не нашедши того, чего искала, нашла однако же то, чего не думала найти. Большая часть этих сочинений неизвестна даже и в ученом мире; что же касается до посвящений в таинства алхимии, то о них не упоминают ни Варбюртон, ни Морис, ни Тейлор, ни Оливье, ни другие писатели, рассуждавшие об этом предмете.

Главной нашей целью будет здесь разбор учения кабалистов, которым традиционная философия в особенности обязана тем, что введена в школы, где производились посвящения в тайны алхимии и астрологии (инициаторские). Имя кабалиста, принадлежавшее сначала еврейским ученым, проповедовавших о важности преданий, было впоследствии приписано всем азиатским и европейским теософам, которые в различные эпохи защищали то же самое учение и продолжали заниматься изучением тайных наук; а под именем тайных наук должно понимать мистические системы, известные под названием то мифологии, то астрологии, то магии, то геомантии, – словом, все странные теории, которым Корнелий Агриппа и его последователи старались придать такую силу.

Во всяком случае, мы ограничимся здесь исследованием только великой отрасли кабалистической науки, известной исключительно под именем алхимии, то есть «науки, рассуждающей о тайных законах химии, об элементах материальной природы, о составлении и разложении физических веществ».

Вот обширное и громкое определение, которое европейские кабалисты придают своей любимой науке; сообразно ли это определение с логикой или нет, во всяком случае, мы имеем полное право думать, что этот род алхимии или трансцендентальной химии был предметом изучения у евреев во времена самой отдаленной древности.

Хотя знаменитый Кювье объявил, что, по его мнению, герметическая философия получила свое начало не прежде средних веков, однако же, не подвержено сомнению, что алхимия была известна гораздо ранее, и что ею занимались в эпохи несравненно отдаленнейшие. Лучшим доказательством того, что она была в славе с незапамятных времен между еврейскими кабалистами служат не собственные их слова, ни их алхимические толкования, ни даже имя Chim, означавшее древнюю страну Египта, по свидетельству древнейших и классических писателей Востока, которые, говоря именно об алхимии, утверждают, что она получила свое начало у евреев, или сириян и от них уже распространилась между всеми древними народами.

Веря или не веря алхимии, принимая или отвергая, что основанием ее было начало чисто философическое, мы не можем не согласиться, что кабалисты говорили правду, утверждая, будто колыбелью этой науки была Сирия и Халдея, и что она в самой глубокой древности имела уже значительное развитие.

«Итак, – говорит дон Пернети, – мы должны предполагать, что алхимия имела один общий центр и что из этого центра, подобно бесчисленным радиусам, распространилась она в отдаленнейшие страны. Правдоподобно ли, чтоб народы, столь различные по своим религиозным понятиям и языку, могли с таким единодушием верить алхимии, если б вера эта не была результатом всеобщего убеждения. Как! Неужели египтяне, арабы, китайцы, греки, евреи, итальянцы, немцы, американцы, французы, англичане могли согласиться, таким образом, в своих мнениях только случайно, не сообщая друг другу своих идей, и стараться общими силами доказать пустую мечту, ничтожный призрак воображения. Не вдаваясь в догадки, до какого числа могли возрасти мистические сочинения, которые, по уверению истории, были сожжены повелением Диоклетиана для того, чтоб лишить египтян средств делать золото, – их остается еще много на всех языках для оправдания нашего мнения».

Следовательно, все доказывает, что алхимия была всегда почитаема за науку, принадлежащую к области посвящений (инициаций) кабалистов, теософов или древних фран-масонов. Подобно мифологии, теургии, магии и астрологии, она составляла важную отрасль высших и таинственных наук и с незапамятных времен занимала высокое место на лествице тайных знаний. Однако же, не смотря на это, только в шестом веке христианской эры, теософы, размножившиеся с того времени по всей Европе под разными наименованиями, начали распространять герметическое или алхимическое посвящение, названное так для отличия от теософического посвящения вообще. Тогда только теософы, известные под именем кабалистов, свободных каменщиков (franc-macons), астрологов, колдунов и египтян, наделив Европу средних веков лучшими системами философии, науки и архитектуры, каких она никогда еще не имела, придумали образовать особенный класс посвящения для исключительного занятия алхимией.

Это великое восстановление алхимии, как науки специальной и независимой, было следствием, по крайней мере, во многих отношениях, сочинений еврейских кабалистов и Гебера, арабского философа, жившего в седьмом веке и названного отцом новейшей алхимии. Арабские ученые придали большую известность творению, приписываемому Гермесу-Трисмегисту, творению, которое, по мнению Кювье, было писано византийскими греками. Скоро Скот, Эриген, Алкуин, Рабан-Мавр увлеклись энтузиазмом к алхимии и, по свидетельству Алберта Великого и Рожера Бэкона, вслед за этим начались многочисленные посвящения.

«В числе древних алхимиков, – говорит один из новейших писателей, – находим имя Христиана Розенкрейца, который родился в 1578 году и которому розенкрейцеры (или кавалеры Розы-Креста, – Les Rose-Croix) обязаны, по их собственному отзыву, началом своей секты. Кажется, Розенкрейц, подобно Аноллонию, был космополитом и объехал весь известный в то время свет. Он познакомился с известнейшими философами и рассуждал с ними о всех возможных предметах. В особенности жил он долго в Аравии, в городе, который ученики его называют Дамеаром (Damear) – имя неизвестное ни древним, ни новым географам. Наконец, посетив мудрецов или кабалистов Феца, возвратился он в Германию, умер там и, сто двадцать лет спустя, ученики его нашли сокровищницу всех тайных и трансцендентных наук. Такова баснословная повесть, выдуманная розенкрейцерами об их основателе, повесть, придуманная весьма хитро, для обмана доверчивых людей и для внушения им какого-то смешного ужаса» [2].

К сему-то обществу розенкрейцеров принадлежали, по собственному признанию, все алхимики, теософы и кабалисты того времени. Не смотря на это, существует еще некоторое сомнение насчет настоящей истории этой знаменитой секты: есть люди, полагающие, что она обязана своим началом известному писателю, хотевшему мистифировать своих суеверных современников. Другие говорят, что она была основана теологом, Иоанном Валентином Андре, уроженцем вертембержским, который вздумал обнародовать эту басню, принятую невежественными и доверчивыми людьми за истину. Два сочинения, Toma Fraternitatis и Conffessio Fratrum Rosae Crucis, утвердили известность розенкрейцеров [3]. С того времени всеобщее внимание обратилось на эту таинственную секту, которой правила и положения были попеременно преследуемы и защищаемы спорщиками того времени.

Но каково бы ни было настоящее начало общества розенкрейцеров: обязано ли оно своим названием Розенкрейцу, или красному кресту Тамплиеров, или даже словам ros coctus (вареная роса) физиков [4] существование этого общества не подвержено никакому сомнению. Существование его доказывается уже тем, что наибольшая часть замечательных людей в Европе придавала себе титло розенкрейцеров и писала поде этим именем многие книги. Если это не подтверждает существования общества, то мы не знаем, какому еще свидетельству можно верить. Итак, мы не можем ни в каком случае пристать к мнению тех, которые полагают, что секта розенкрейцеров пустая выдумка. Она оставила нам о своем действительном существовании такие же доказательства, как и все другие религиозные, философические и политические секты. Впрочем, мы не отвергаем, что множество ложных понятий было распространяемо насчет ее правил и действий.

Розенкрейцеры в весьма непродолжительное время приобрели необыкновенную власть и влияние, ибо они привлекли к себе почти всех ученейших физиков и врачей своей эпохи. В числе их были: Корнелий Агриппа, Рейхлин, Парацельс, Флюдд, Гельмонт, Ди, Дрекселиус, Луллий, Раплей, Ашмол, Бёмен, Пуарель, Кампанелла, Дигби, Воган и множество алхимиков-практиков. После этого неудивительно, что сие общество, в продолжение многих лет, властвовало над умами и приобретало себе приверженцев во всех классах публики.

Мифология, алхимия и посвящения в секту розенкрейцеров были весьма забавно описаны одним французским аббатом, Монфокон-де-Вильяром, в его знаменитой книге Le Comte de Gabalis. Это сочинение, появившееся в 1670 году, навлекло на автора громы церковных проклятий. Оно обнаруживало правила и учение знаменитого общества: в нем сказано, что розенкрейцеры предполагали материальный мир, населенный существами метафизическими и психологическими, и что каждая стихия наполнена гениями-покровителями: огонь саламандрами, вода ундинами, а земля гномами; нескромный аббат объявлял также публике, что розенкрейцеры воображали, будто каждая отдельная часть материи была оживлена особенным духом, и полагали необходимым входить в близкое сношение с этим духом, чтоб иметь возможность понимать свойства тела, в котором он обитает.

В преувеличивании спиритуализма розенкрейцеры не уступали древним теософам, и вообще всем инициатам. Сам Манес был бы в восхищении, если б услышал их возгласы против всякого реализма. Зато и прекрасный поле был раздражен против них до чрезвычайности; мы готовы даже приписать падение розенкрейцеров беспрестанным и постоянным проискам женщин. Эти невинные искатели золота забыли посоветоваться с выгодами другой половины человеческого рода, которую Эразм, Постель и Корнелий Агриппа объявили непобедимою.

Се того времени розенкрейцеры и алхимики существуют без сомнения до сих пор, но слава их миновалась, и они делают весьма мало шума в свете. Адепты их сохранили, однако же, до сих пор удивительную гордость и высокомерие: они смотрят на других людей се величайшим презрением. Недавно встретили мы одного алхимиста такого разряда, почтенного джентльмена, почитавшего себя представителем чистейшей породы розенкрейцеров и самым лучшим сокращением всего искусства Гермеса. Он серьезно почитал себя между своими современниками за существо чрезвычайное и видел в новейших химиках только полуученых, которые никогда не проникали в таинства природы, и безбожников, преданных нечистотам материализма.

Иудейские и сирийские теософы, у которых находим первые следы алхимии и первые мистические инициации, подобные тем, какие употреблялись Эссенианами, были все философы огня, как их называли по справедливости. Они почитали огонь первой и высочайшей физической эмблемой божества, первым и величайшим движением всеобщей жизни, первой и величайшей стихией природы, – одним словом, они признавали его душою мира и, по примеру восточных сект и народов, а именно: Сабеян, Персов, Индийцев, Арабов и Финикиян чтили его и поклонялись ему как божеству. Следы этого священного поклонения находим мы во всей мифологии и поэзии Азиатцев и Европейцев.

Итак, в очерке истории алхимии необходимо исследовать свойства этого герметического и философского огня, который все алхимики называют дивным производителем всех необыкновенных видоизменений мира физического, огня, которого добывание так трудно и который почитался единственным средством для превращения металлов в золото.

Еврейские кабалисты говорят, что огонь, о котором они писали, огонь герметический или философский, и который, по их мнению, оживляет все тела физические, есть совершенно-невидимая и всеобщая эссенция, видимая только во втором периоде своего развития – свете, в ощутительная только в третьем – теплоте. Этот огонь, сущий и всегда скрытый, был род протея, или первоначальной причины, которую отыскивали все древние теософы и никто из них не мог найти. По их мнению, огонь этот не должно смешивать со светом или пламенем, которые суть только следствие или видимое развитие огня. Он, по словам их, есть начало или производитель того обыкновенного огня, которого действия делаются нам доступны посредством чувств, а не самый этот видимый огонь, ибо сей последний есть только наружное проявление внутреннего и таинственного начала.

Итак, если бы можно было осмелиться на какое-нибудь заключение о философском огне древних кабалистов-алхимиков, мы сказали бы, что огонь этот был ни более, ни менее как электричество. Мы думаем даже, что огонь этот назывался электричеством в знаменитейших инициаторских школах, за несколько веков до христианской эры. Такое мнение покажется, конечно, парадоксом для тех, кто назначает эпохою открытая электричества новейшее время, и потому спешим привести здесь факты, на которых основываем свое мнение, что электричество было известно древним столько же, сколько и нам, и что оно-то и есть тот герметический огонь, посредством коего алхимики пытались с незапамятных времен произвести жизненный эликсир, философский камень и превращение металлов в золото.

Если нам удастся доказать это, то мы будем по крайней мере иметь право сказать, что у алхимии было рациональное основание, что алхимики в трудах своих руководствовались началом, действительно производящим множество физических превращений, и таким образом должны будем смотреть на алхимиков с большим уважением, нежели то, какое им обыкновенно оказывают. Нам будет тогда позволено поставить их по справедливости во главу науки и приписать им первенство в великих изысканиях таинств природы, изысканиях, которыми герметические философы опередили, может быть, великие открытия времен новейших и приблизились к любопытным опытам, которые еще недавно покрыли такою славою Кросса, Фокса и Фарадея, знаменитых английских химиков и физиков.

Приведем, во-первых, некоторые места из Дютана и других авторов, разбиравших этот вопрос.

Древние, – говорит Дютан, – придавали Белу, Озирису и другим великим божествам огня и света эпитеты, подтверждающее наше мнение: они называли солнце электором, то есть всемогущим началом, оживляющим все тела; они боготворили Юпитера под именем Элиция, то есть (по понятиям этих народов) начала электрического или первой причины, которая притягивает (elicit) и оживляет все предметы в природе. Юпитер-Элиций, говорит Варрон, называется таким образом потому, что он втягивает и привлекает (ab eliciendo sive extrahendo); в этом-то смысл 0видий сказал:

Eliciunt coelo te, Jupiter, unde minores

Nunc quoque te celebrant Eiiciumque vocant.

Эмпедокл, кажется, обозначил, то же самое всеобщее начало электричества под именем essentia ignis или стихии огня, и это определение довольно верно. «Сей огонь, – говорит он, – разделяется на четыре стихии, соединенные между собою таинственною гармониею и разделенные неодолимою причиною делимости. Все их части или взаимно друг друга притягивают или взаимно друг друга отталкивают; таким образом ничто не гибнет; напротив, все существующее в природе находится в беспрестанном движении».

Сему-то началу электричества древние приписывали гром и молнию. Нума Помпилий, который был посвящен в науку Пифагорейцев, и в то же время был хорошим натуралистом и физиком, знал способ привлекать гром гораздо прежде Франклинова бумажного змея (cerf volant). Он искусно воспользовался своими знаниями и легко управлял грубым народом, применяя познание сил природы к системе религиозных обрядов, что заставило думать, будто бы он находился в сношениях с богами. Плиний рассказывает, что, посредством некоторых жертв и обрядов, царь этот мог вызывать гром и притягивать его к земле; он прибавляет, что, как говорит достоверное предание, подобный же опыте был сделан в Этрурии у Вольсков. Он ссылается па Луция Пизопа, писателя, пользовавшегося доверенностию, который говорит, что Тулл Гостилий, ошибившись в этом таинственном опыте, был сам поражен громом. Тит Ливий рассказывает подробно об этом замечательном случае. Вот, что говорит он:

«Царь Тулл, нашедши в комментариях Нумы указание на некоторые торжественные и чрезвычайно таинственные жертвоприношения, которые законодатель посвящал Юпитеру Элицию, удалился в скрытое место для приведения в исполнение этого священного опыта; но, не соблюдши в точности всех предписанных обрядов, с самого начала опыта или в продолжение оного был вместе со всем своим домом сожжен молнией» [5].

Платон придает той же электрической силе имя и качества электрума или амбры. Чтоб объяснить качество притягательности этой силы, он говорит, что «из электрума или амбры выходит род тонкой материи или духа (πνευμα), посредством которого он притягивает к себе другие тела». Плутарх приписывает той же причине действие гиюса или ныне так называемого электрического угря.

Электричеству же приписывали древние свойства магнита, точно так же, как называли амбру электрумом, потому что это вещество оживлено дыханием Электора или солнца. Оттого-то называли они также магнит lapis Heraclius (камене гераклийский), полагая, что он наделен силою Геркулеса, которого имя также применялось к солнцу и к солнечным деятелям. «Магнит или геркулесовский камень, – говорит Плутарх, – притягивает тела подобно амбре». Он объясняет это действие «стремлением атомов» и употребляете в этом случае почти одинаковые выражения с Декартом.

Да позволено нам будет при этом случае привести любопытное место из морисовых Antiquites indiennes (Индийские Древности).

«Индийский Геркулес или Бел, – говорит он, – этот полубог-царь столь предприимчивый, истинный прототип того Геркулеса, который был боготворим в Тире и который почитался покровителем торговли и мореплавания; он также тип Геркулеса, которого чтили в Египте как победителя Бузириса и коего двенадцать подвигов суть символ изменений солнца чрез все двенадцать знаков зодиака; наконец, он тот же самый полубог, коего история, столь богатая чрезвычайными событиями, была, после многих столетий, принята греками. Одно из самых любопытных и замечательных событий в жизни этого языческого героя есть, конечно, морское путешествие, совершенное им в золотой чаше, которую подарил ему Аполлон или солнце, когда он отправился в Испанию, чтоб поставите на берегах ее столбы, носящие его имя. По случаю этого события, Макробий делает следующее замечание: «Я думаю, что Геркулес переехал море не в чаше, а на корабле, который назывался чашею» [6]. Вспомним, однако же, что некоторые ученые мифологи полагают, будто бы эта таинственная чаша была не что иное, как компас, посредством которого, а не на котором Геркулес переехал Средиземное море. Феакияне, по свидетельству Гомера, славившиеся как искусные мореплаватели, весьма вероятно имели положительные сведения о магните, ибо корабли их представлены в «Одиссее» плавающими без кормчих, по океану, как будто оживлял их какой-нибудь дух, ведший их к месту их назначения. Какой бы вес ни придавали этому мнению, но, если принять во внимание сообщение, какое некогда имели между собою народы, разделенные друг от друга огромными расстояниями, тогда как звезды, принадлежавшие собственно их полушарию, не могли служить им путеводителями в далеких путешествиях, то будет очевидно, что открытие компаса принадлежит эпохе гораздо отдаленнейшей, чем 1260 год христианского летоисчисления.

Это понятие о электрическом действии магнита приписывается почти всем народам древности такими учеными, как Кирхер, Гейде, Гервард, Фан-Дел, сэр Уильям Джонс и другими уважаемыми писателями, упоминаемыми Дюганом и Морисом, и это мнение вообще принято всеми учеными.

Доказав, что собственно так называемый электрический огонь был известен древним теософам в его главнейших проявлениях, нам остается доказать, что огонь этот во все времена был герметическим или философским огнем алхимиков, могущественнейшим деятелем во всех их таинственных опытах, и что по сей-то причине они тщательно скрывали его, посвящая в его тайны только своих адептов. Это мнение есть также мнение дона Пернети, высокого жреца тайн алхимических.

«Наш философский огонь, – говорит он, – есть лабиринт, в извилинах которого могут запутаться самые опытные люди, потому что он невидим и сокрыт. Огонь солнца не можете быте этим таинственным огнем; он прерывист и неровен; он не можете изливать всегда теплоту, равную как относительно продолжительности, так и относительно силы. Жар его не в состоянии проникнуть в глубину гор, ни оживить внутренний холоде утесов и мрамора, приемлющих минеральные пары, из коих образуются золото и серебро.

Обыкновенный огонь наших очагов препятствует смешиванию веществ, могущих быть смешанными, он уничтожает или испаряет тонкие связи составных частиц, он действительно тиран.

Огонь центральный и самородный в веществе имеет свойство смешивать вещества и давать им новые формы, но этот, столе прославляемый огонь не может быте огнем обыкновенным, который производит разложение металлических семен, ибо то, что в самом себе заключает силу разрушения, не может в то же время иметь силу восстановления или иметь ее только случайно».

Артефий писал весьма много о философском огне, Понтан сделался его адептом и распространителем его учения. Вот, что говорит он об этом важном предмете: «Наш огонь есть огонь минеральный и беспрерывный; он не испаряется, если не бывает доводим до чрезвычайности; он имеет свойство серы, и не происходит от материи; он разрушает, разлагает, замораживает и пережигает все тела. Потребно много искусства, чтоб отыскать и приготовить его; он не стоит ничего или почти ничего. Кроме того, он влажен, окружен парами, проницателен, тонок, нежен, эфирен, он разлагает и превращает, не воспламеняет и не уничтожает, все окружает, все и содержит; наконец, он один в своем роде. Он есть также источник жизненной воды, в которую царь и царица природы погружаются беспрестанно. Этот влажный огонь необходим во всех алхимических производствах в начале, средине и конце, ибо вся наша наука заключается в сем огне. Огонь этот в одно и то же время и естественный, и сверхъестественный, и противоестественный, огоне вместе и теплый, и сухой, и влажный, и холодный, который не жжет, не разрушает».

Спрашивается, что обозначают эти странные выражения древних о философском огне, если не электричество? Только к этой силе могут быте применены все эти определения. И для чего отказываться нам принять эту истину, когда множество доказательств ручается в существовании и действительности электричества, принимаемого за тайное и невидимое свойство природы? И эти доказательства длятся уже с эпохи времен древних и со средних веков, когда Абен-Эзра, Скот, Эриген, Алкунн, Рабан-Мавр, Алберт Великий и Роджер Бэкон писали о герметической науке. Электричество получается так легко и так быстро, что мы могли бы сказать даже a priori: оно всегда было главным деятелем в алхимии точно так же, как теперь оно главный деятель в химии. В прочем, ни один из известных ученых не приписывал открытия электричества новейшим физикам, столь хорошо определившим таинственные законы его действий.

Определив свойство философского огня, рассмотрим теперь, какие были другие составные элементы эликсира долгой жизни и философского камня. Элементы эти суть: селитротвор, сера и ртуть, три самые универсальные, самые деятельные агента, открытые в мире физическом и входящие в состав многих тел. Посмотрим на свойства этих элементов, столь восхваляемых алхимиками, которые почитали их главнейшим основанием своей науки.

Известно, что селитротвор есть один из составных элементов наибольшей части естественных тел. Соединенный со щелочами, он производит натр (natrum) древних и селитру новейших. Все ученые единогласно приписывают этому химическому агенту свойства универсального разлагателя.

Химики получают из этой соли крепкую и царскую водку (азотную и селитрохлороводную кислоту), два главнейшие деятеля, употребляемые в металлургии; но здесь не место исчислять их свойства.

Второй главный элемент алхимии – сера, тело простое и универсальное, о котором беспрестанно упоминается в священных и классических преданиях. Сера производит странное влияние на селитру, крепкую и царскую водку; она способствует их действию на меркурий, производя металлические амальгамы.

Третий элемент – меркурий, который алхимики принимают за начало или основание всех металлов.

Итак, эликсир долгой жизни и философский камень были ни что иное, как совокупление этих трех элементов, в жидком состоянии – для эликсира, в твердом или в порошке – для философского камня.

Эликсир или эссенция долгой жизни была признаваема равно драгоценною и в медицине, и в металлургии. Физики-алхимики знали очень хорошо терапевтическою силу селитры, серы и меркурия, которые входят в состав алхимической пилюли Плюммара и во многие новейшие лекарства.

Этот эликсир, эта капля жизни, этот дивный хранитель и восстановитель молодости и красоты, превосходящий своим достоинством даже жилеадский бальзам (beaume de Gilead) доктора Саломона и неподражаемое макассарское масло Роуланда [7], становился еще действительнее от примешивания к нему некоторой части разжиженного золота. Эликсир этот, составленный из селитряного элемента царской водки и подкрепленный серою и меркурием, был в некоторых случаях, способен растворить золото, особенно когда электричество, философский огонь, или даже простой, обыкновенный огонь был подкладываем под реторту.

Эликсир сей, содержащий в себе раствор золота, сделался знаменитым aurum potabile (питейным золотом), тем нектаром и амброзиею, которую так прославили поэты древности. После всего этого объясняется как нельзя лучше изречение: auri sacra fames; ибо пока люди верили, что золото могло не только наполнить их сундуки, но еще дать человеку вечную юность, что, подобно пище духов, оно могло заставить их жить жизнью обитателей неба; пока они были убеждены, что золото может доставлять им всегда здоровье, силу и красоту, до тех пор они естественно должны были чествовать его восторженным поклонением. Нет сомнения, что этот эликсир, это питейное золото было сильным, живительным лекарством; нет сомнения, что столь сильные медицинские снадобья, будучи смешаны в известных пропорциях, могли некоторым образом поддерживать или даже обнять человеческий организм. Право, нам самим приходило иногда на мысль попросить Фарадея приготовить нам прием этого эликсира, избрав для сего опыта минуту соединения Меркурия с Венерою. Нам бы очень хотелось помолодеть посредством этого таинственного питья, как Лев Годвина и Мельмонт Матурина, не продавая, однако же, души своей дьяволу.

Те же самые вещества, которые, быв соединены известным образом, составляли жизненный эликсир, будучи приготовлены и смешаны иначе, производили философский камень или в виде порошка, или в виде плотного тела. Селитра, сера и меркурий смешивались в различных пропорциях, сообразно свойствам того металла, который надо было претворить. Здесь электричество или огонь философский становился необходимым, и потому-то огонь сей сделался предметом постоянных исследований алхимиков. Истинные адепты, кажется, находили его довольно легко; но посвященные в низшие степени, могли только изредка получать этот удивительный огонь. Они были принуждены довольствоваться обыкновенным огнем, который, хотя и полезен для плавки металлов, но не может ни разлагать, ни смешивать их. От того-то приписывались философскому огню несметные ошибки, произведенные толпою алхимиков.

Что же касается до адептов, то они шли другою дорогой: кажется, они подвергали таинственный сосуд, – реторту или куб, назовите его как угодно, – беспрерывным токам электрического огня. Когда металлы начинали расплавляться, они бросали в сосуд кусок философского камня, содержавший в себе то количество селитры, серы и меркурия, какое нужно было для производства желаемого превращения. Следовательно, за исключением великого агента – электричества, употребленного как средство для плавки металлов, они действовали совершенно так же, как наши новейшие металлурги.

Итак, философский камень был состав, содержавший в себе количество селитры, серы и меркурия, необходимое для совершенного превращения данных металлов, превращения, производившегося действием электричества в то время, когда металлы начинали расплавляться. Неизвестность, в коей долго находились насчет этих операций, объясняет грубые обвинения и нелепые замечания, которые позволяли себе многие писатели в отношении к алхимикам, не имея понятия даже о самых малейших их тайнах.

Мы были обязаны изложить здесь все элементы этой алхимической металлургии, которая в продолжение многих веков была предметом величайших умственных усилий физиков, желавших сделать понятным описания философского камня, оставленные нам учеными. Мы не можем не привести здесь отрывка из сочинения об этом предмете одного из них.

«Философский камень, великая цель алхимии, есть особенный препарат из химических деятелей, который, будучи однажды найден, может превращать всю меркуриальную часть данного металла в золото несравненно более чистое, нежели то, которое находится в рудниках. Это делается посредством небольшого количества золота, бросаемого в расплавленные металлы, тогда как та часть этих металлов, которая не есть меркурий, немедленно сожигается и уничтожается. Сей камень так же тяжел, как золото; он хрупок, как стекло, цвет его темно-красный; плавится на огне, как воск. Вот, что алхимики обещали найти; но они уверили также, что составят точно такой же камень и для серебра, и камень этот должен был иметь свойство превращать в серебро лучшего качества все металлы, за исключением самого серебра и золота. Кроме того, обещали они, говорит Боэргаав, усовершенствовать философский камень до такой степени, что он, будучи брошен в небольшое количество расплавленного золота, превратит все его количество в философский камень. Наконец, они утверждали, что придадут ему такую силу и свойство, что он, будучи смешан с чистою ртутью, превратит сию последнюю также в философский камень.

«Вся тайна заключается в том, – говорят алхимики, – чтоб совершить, посредством науки, то, что природа совершает в продолжение нескольких лет и даже нескольких веков. По догмату пантеистов, все заключается во всем. В свинце есть ртуть и золото: следовательно, если б удалось найти тело, которое могло бы привести в движение все части свинца таким образом, чтоб уничтожилось все то, что не есть меркурий, сберегая серу для того, чтоб сгустить меркурий, то нельзя ли предполагать, что оставшаяся жидкость превратится в золото?» – Таково основание мнения, полагающего вероятным открытие философского камня, сего камня, принимаемого алхимиками за эссенцию, сосредоточенную и постоянную, которая, будучи расплавлена с каким-нибудь металлом, соединяется непосредственно магнетическою силою с меркуриальною частию металла, улетучивает и изгоняет из него все, что есть в нем нечистого, и оставляет только одно чистое золото.

«Алхимики употребляли два другие средства для составления золота [8]. Первое есть отделение металлов (separation); ибо они говорят, что все металлы содержат в себе некоторое количество золота: только в наибольшей части их количество это так мало, что оно не покрыло бы издержек, которые можно было бы употребить для получения его. Второе средство есть облагораживание металла (maturation): алхимики, принимая меркурий за основание и начало всех металлов, утверждают, что если очистить и разжидить его е большим трудом и после многих опытов, то он неминуемо должен превратиться в золото».

Основной вопрос в алхимии остается до сих пор тот же самый, как и прежде. Имеют ли металлы общее основание, однородное металлическое начало, которое дает им имя и свойство того, что мы понимаем под словом металл? Могут ли они, находясь в расплавленном состоянии, с придачею к ним некоторого количества селитры, серы и меркурия, быть преобразовываемы посредством электрического действия, то есть могут ли они произвести философский камень?

Эта великая задача алхимии не подвинулась до сих пор ни на шаг вперед; новейшие химики не могли ни разрешить ее, ни доказать ее нелепости, и она занимает еще и теперь многих ученых, которые производят постоянные опыты, чтоб добиться какого бы то ни было результата.

Сэр Гомфрей Деви сделал много для объяснения этого вопроса: его гальванические опыты, посредством коих он уменьшил число признанных всеми простых веществ, разложив многие из тех, которые до того времени почитались неразлагаемыми, – упрочили ему почетное место в числе наших физиков. Но господин Деви совершил только половину пути; Бранд и Фарадей доказали, что некоторые из веществ, которым он оставил наименование простых тел, были действительно тела сложные. Где предел, до которого будет продолжаться этот анализ? Достигнут ли когда-нибудь до разложения металлов? Этот вопрос должен быть разрешен вместе и химиками и алхимиками: ибо и те и другие согласны в томе, что если можно разлагать металлы, то можно будет также и снова составлять их и заставите их принять какой угодно вид.

Два главные класса ученых, занимающихся теперь этим вопросом, суть металлурги и те, которые в особенности изучают электрические явления. Алхимики соединяли силу электричества и обыкновенного огня и прилагали силы гальванические к плавке металлов. Напротив, ученые, изучающее электричество, ограничиваются только отыскиванием всех его свойств, а металлурги употребляют в своих операциях только обыкновенный огонь, между тем, как правила алхимиков могут быть проверены и учение их может быть признано ложным или неистинным только производством на самом деле тех опытов, которые они указывают. В таком только случае новейшие ученые были бы справедливы относительно алхимиков, ибо, если они говорят нам, что они достигли своей цели посредством того или другого способа, то единственное средство проверить их заключается в том, чтоб в точности следовать их практическим указаниям.

В истории химии, в течение последних пяти лет, особенно замечателен один факт. Он состоит в том, что электрики (если их можно назвать сим именем) подошли очень близко к тому превращению металлов, которое навлекло на алхимиков столько обвинений и насмешек. Крос, Фокс и некоторые другие посредством беспрерывных гальванических токов электричества, успели в короткое время совершить то, что природа совершает в продолжение многих веков. Так, например, они изменили форму и свойство металлов, произвели великолепные кристаллизации в минеральных веществах, которые, казалось, были неспособны к подобным превращениям. Но они никогда не прилагали электричества к плавке металлов с присоединением к нему тех химических деятелей, которыми пользуются обыкновенно алхимики и металлурги.

В заключение всех этих рассуждений об алхимии мы приведем здесь мнение одного известного новейшего писателя насчет превращения металлов:

«Вопрос этот, – пишет он, – относится к химикам-философам, а не к шарлатанам, которые при совершеннейшем невежестве решают все с необыкновенною самоуверенностию. По их мнению, металлы суть действительно тела простые, самобытные, следовательно, нелепо стараться о преобразовании их. Но кто докажет, что металлы суть действительно тела простые? «Они – тела простые, – отвечают эмпирики, – потому что их невозможно разложить», то есть они тела простые, потому что их нельзя разложить, и их нельзя разложить, потому что они тела простые. Странная логика, объясняющая действие действием!

Если рассудить, что другие породы ископаемого царства представляют огромное количество тел, различных по своему виду и свойствам, и что химики, не смотря на желание свое принимать все эти тела за вещества простые, всегда находили в них девять первобытных элементов, о свойствах коих они спорят еще до сих пор; если, говорю, принять в соображение все эти факты, то можно ли допустить a priori, что металлы суть тела совершенно простые и однородные? И, однако же, эти почтенные манипуляторы исчисляют до 58 простых и однородных металлических веществ! Но послушаем Линнея: «Превращение металлов, – говорит знаменитый ученый, – тщетно скрывается от нас во храме Вулкана; мы должны искать его в глубоких недрах природы».

Я не был свидетелем, когда в 1667 году Гельвеций преобразовал свинец, а Бернгард и Фан-Гельмонт ртуть; я не присутствовал при опытах превращения металлов императора Фердинанда в 1648 году и курфирста майнцского в 1658 году, «но эти факты, – говорит Бергман, – не подвержены никакому сомнению и, не веря им, мы не должны верить истории». Признаемся, есть столько примеров лжи и обманов в толе людей, выдающих себя за алхимиков, что их дурная слава вредит истинным адептам, если таковые действительно существовали когда-нибудь. Низкое корыстолюбие и жадность были причиною их бесплодных трудов, и они заслуживали, чтоб все усилия их оставались тщетными. Но в искусствах и науках существовало столько открытий и изобретений, бывших когда-то достоянием всей публики и сделавшихся теперь для нас тайною, что нельзя оспаривать, без особенной смелости, существование философского камня, невозможность которого нельзя, впрочем, доказать. Не справляясь уже с летописями алхимии, довольно припомните дамасские сабли, которые были некогда столь знамениты и которых способ приготовления потерян для нас. Он делались из стали столь крепкой и в то же время столь гибкой, что разрезывали тела самые плотные и могли сгибаться так, что конец их касался эфеса. Сталь эта была полу-претворенное железо, вещество или материя, занимающая средину между железом, Меркурием и киноварью.

Металлы, по моей системе, суть вещества земельные, минерализованные огнем. Следовательно, все они заключают в себе огонь и землю, и разность их происходит от неравности элемента воздушного, входящего в их состав. Так как земля и воздух, соединяясь, производят соли, то мне кажется, что металл есть род соли, проникнутой таким количеством огня, какое она по свойству своему может вмещать в себе. Из этого определения можно вывести заключение, что минерал, приведенный в его металлическое состояние, не может принимать большое количество огненной материи. Излишество этого элемента только улетучило бы металл. Таким образом, земля, проникнутая огнем и сделавшись жидким меркурием, не может уже принять в себя большого количества сего элемента; огонь более сильный превратил бы ее в пары.

Из сего следует, что претворение металлов возможно; но оно может быть произведено не иначе, как с придачею соли, которая претворяет тайное свойство свинца или ртути в золото или серебро; процесс этот, как говорят, может произвести философский камень. Такое мнение должно показаться странным, для тех, кто никогда не углублялся в причины и сущность вещей; но Бергман и Шеель пользуются заслуженным авторитетом, и их можно назвать в защиту этой системы».

Что до нас, признаемся, что мало изучали свойство и сущность металлов; но по результатам, недавно полученным, мы почитаем себя вправе надеяться, что недалеко время, когда найдутся первоначальные основания металлов, и когда узнаем, наконец, были ли алхимики величайшими философами или бессмысленными мечтателями.

Между тем, новейшая наука много воспользовалась совестливыми трудами алхимиков, астрологов и вообще всех мистических философов. – Арнольду де-Вилланове, знаменитому алхимику, обязаны нынешние ученые открытием кислот, хлороводной, азотной и серной, ровно как, и первыми попытками дистилляции, приведшими к выделке алкоголя. Хотя Роджер Бэкон показывал, будто презирает магию; хотя он даже писал, против нее, однако же весьма вероятно, что, занимаясь таинственным учением герметической философии, он нашел порох, – открытие, которого действия он до того преувеличивает, что утверждает, будто количества этой ужасной материи, величиною в кончик большого пальца, достаточно для разрушения города при громе и молнии. Он же, занимаясь своими астрологическими изысканиями, был приведен к изобретению телескопа. Парацельс, мистический автор «Архея», ввел в употребление сурьмяные и железистые приуготовления, столь драгоценные для терапии. Науки математическая обязаны Кардану, знаменитому астрологу, нерешимым случаем (cas irreduetible) и приложением геометрии к физике; этот же самый восторженный мечтатель первый заметил уравнения высших степеней. Наконец, не забудем также Ars magna – эту любопытную книгу, в которой Раймонд Луллий изложил обширную систему философии, почерпнутой в Азии, и собрал энциклопедические начала человеческих знаний, которые должны были впоследствии распространить столь яркий свет по Европе.

Итак, нынешние ученые не должны забывать, что герметические философы, были ли они велики или безумны, останутся, тем не менее, и, во всяком случае, истинными их предками на поприще науки.

ПРИМЕЧАНИЯ:

1. Эта статья напечатана в английском журнале «Frazer's Magazine», потом переведена на французский и, просмотренная господином Араго, помещена в «Revue Britannique», откуда мы и переводим ее. Ред.

2. Доктор Джонсон полагает, что английское слово gibberish (лепетанье) происходит от языка, коим объяснялся Гебер и его приверженцы. Вообще можно сказать, что нравы испанские развили в Европе вкус к наукам таинственным и кабалистике, которой в особенности занимались Тамплиеры. Арабы Пиренейского полуострова были, как известно, самый образованный народ того времени. Алхимия, судебная астрология, наука чисел и высшая магия были полагаемы ими за необходимое дополнение к изучению натуральной истории.

3. Последнее из их сочинений было издано на латинском и немецком языках. В 1615 году Иоанн Бригерн напечатал во Франкфурте оба эти сочинения вторым изданием.

4. Никоторые кабалистические писатели говорят действительно, что философский камень есть ни что иное, как приготовленная и переваренная роса.

5. «Sed non rite initum aut curatum id sacrum esse;... fulmine ipsum cum domo conflagrasse».

6. Ego autem arbitror non poculo Herculem maria transvevtum , sed navigio cui sypho nonien fuit.

7. Эти снадобья в Англии играют такую же роль, как во Франции арабский ракагут, белая горчица и другие всеисцеляющие лекарства, прославляемые газетами за весьма небольшую плату.

8. Разумеется, мы говорим здесь только о тех добросовестных алхимиках, которые провели всю жизнь свою в лаборатории, отыскивая в ней тайну жизненного эликсира. Не входя в разбирательство, действительно ли Клеопатра, Калигула, Юлиан, почитавшееся за истинных адептов, занимались серьезно изучением герметической философии, скажем, что древность и средние века видели людей истинно достойных, посвящавших все усилия своего высокого разума изучению тайны природы в разложении и составлении металлов. Многие из них разорились от этих тщетных разысканий. Другие же, должно признаться, употребляли свои алхимические познания как преступное средство к обогащению себя. Сии последние прибегали к помощи лжи и обмана. В опытах своих они употребляли то заранее приготовленный сосуд, на дне которого золото было скрыто искусным образом; то бросали в растопленный свинец или медь крупицы драгоценного металла, скрытого в выдолбленной палочке, которую они употребляли для мешания жидкостей. Ясно, что мы не имеем намерения заниматься здесь этими шарлатанами, которые впрочем кровию своею заплатили за опасную честь – слыть колдунами.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Статья 1839 года из популярного литературного журнала "Отечественные записки"

Интересно а какова в то время была реакция российского общества на эту статью?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Интересно а какова в то время была реакция российского общества на эту статью?

Реакция российского общества? Очень хороший вопрос. Давайте вспомним, что такое был в России 1839 год. Царствование Императора Николая I Александровича. Масонских лож в стране нет. Они были запрещены еще в 1822 году, а после восстания декабристов в 1825-ом надолго утратили какую-либо надежду на скорое восстановление. В России установлен режим "полицейского государства", в стране царит глубокий духовный кризис. В этих условиях на первый план в среде российской интеллигенции выдвигаются вопросы социально-политические. Происходит повальное "обмирщение" русской национальной культуры.

Время это резко контрастирует с предшествующей ему "александровской эпохой", полной духовного подъема, расцвета эзотерических течений и религиозных исканий. В 1839 году эзотерический андеграунд в России практически отсутствует. Русская посвятительная линия фактически прервалась, и только в малочисленных полуподпольных кружкАх, да в эфемерных средах далекой русской эмиграции все еще тлеет уголек "стародавней тайны". И вот из него, из этого уголька постепенно начинает разгораться новый огонь инициатических поисков, осветивший путь еще очень нескорому, но уже неотвратимому приходу "серебряного века" русской культуры, который должен будет стать подлинным ренессансом традиционной русской эзотерики.

Обновленные в 1839 году "Отечественные записки" стали одним из первых отсветов этого вновь разгоравшегося костра...

Статья "Алхимия и Философский Камень", как можно судить из примечаний, была напечатана в "Отечественных записках" в переводе с французского языка. Анонимно. Без указания имен автора и переводчика. Оригинал этой статьи появился на английском, потом вышел ее французский перевод, а после уже и русский. Данную статью, скорее всего, читал молодой поэт М.Ю. Лермонтов, потому что именно в "Отечественных записках" за 1839 год он начал публиковать первые главы своего романа "Герой нашего времени" и, очевидно, имел тома указанного журнала за этот год в своей личной библиотеке...

Хотя ни автор, ни переводчик "Алхимии и Философского Камня" в журнале указаны не были, мы можем, однако, с большой долей вероятности предполагать, что к появлению этого текста на русском языке имел некую причастность князь Владимир Одоевский, сотрудничавший с "Отечественными записками" в это самое время. В рассматриваемый период времени как раз выходят в свет его небольшие повести - "Сильфида" и "Саламандра", - написанные под явным влиянием хорошо изученных автором текстов по истории европейской алхимии...

В.Ф.Одоевского называют "вождем русского идеализма", вставшим у руля оного в самую нелегкую для того пору. Именно Одоевскому удалось вновь пробудить в русском обществе более или менее широкий интерес к аутентичному западному эзотеризму - посредством таких вот научно-популярных статей и художественных произведений мистической направленности. Князь Одоевский оказал значительное влияние не только на М.Ю.Лермонтова, но и на целое поколение более скромных российских литераторов, которые, что называется, "подхватили тему", ускорив тем самым приход "российского эзотерического ренессанса" или так называемого "серебряного века" русской культуры :huh:

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Русская посвятительная линия фактически прервалась, и только в малочисленных полуподпольных кружкАх, да в эфемерных средах далекой русской эмиграции все еще тлеет уголек "стародавней тайны"

Вот мне и и интересно, для кого была напечатана данная статья, на кого читателя рассчитана?

Выходит что для вот таких "полуподпольных кружков".

Хотя ни автор, ни переводчик "Алхимии и Философского Камня" в журнале указаны не были

Как поясняется в первом примечании: откуда мы и переводим ее. Ред. т.е переводом занималась сама редакция "О.З.?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Вот мне и и интересно, для кого была напечатана данная статья, на кого читателя рассчитана?

Выходит что для вот таких "полуподпольных кружков".

Ну, да. Таким "полуподпольным кружком" (который и возглавлял кньзь Одоевский) для таких же "полуподпольных кружков". Но еще и для широкой общественности, с целью заинтересовать некоторых ее представителей и в расчете на скорое увеличение количества "полуподпольных кружков" и их численности. Я так думаю :huh:

Как поясняется в первом примечании: откуда мы и переводим ее. Ред. т.е переводом занималась сама редакция "О.З.?

Ну, не могла же вся редакция разом заниматься этим переводом? В 1839 году у "Отечественных записок" была довольно большая редакция и при этом весьма разношерстная. Сам князь Одоевский тоже входил в эту редакцию, так что при желании и он мог писать от ее имени...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Это мнение есть также мнение дона Пернети, высокого жреца тайн алхимических.

Думаю, небезынтересна будет и информация, присланная мне сегодня в личку дорогим другом Rufps'ом в связи с упомянутым в этой статье Домом Антуаном-Жозефом Пернети:

Дом антуан-Жозеф Пернети, имеет в своём списке вот какие книги:

- Мифо-герметический словарь(1758)

- Мифы Древнего Египта и Древней Греции приводимые без тайн и по общему принципу с объяснением символов и троянской войны.

- Алхимический трактат о Великом Искусстве,

- Алхимический тайный ритуал истинного масонства(1770)

На русском есть только одна книга.

На сколько мне известно более его книг в России не издавалось.

Был кстати сей муж одним из основателей "Общество Авиньонских иллюминатов"

Вот так. Помаленьку, да по крупицам проясняются для нас, русскоговорящих читателей, бездонные глубины истории западной эзотерической традиции :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

ast776359big.jpg

Алхимия и мистицизм

Александр Руб

Кто имел возможность оценить сию книгу, можно прочитать ваши коментарии о ней?

Исполнена она конечно хорошо, ну там иллюстрированна богато, и в цвете. И смотрится как чисто подарочное издание в мягкой обложке в 197стр.

В одном из магазинов г.Краснодара её цена более 800р. Шо по моему очень дорого.

Примерно в середине книги приводятся два масонских табеля(по моему Эмулейшн), к чему они там?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Кто имел возможность оценить сию книгу, можно прочитать ваши коментарии о ней?

Многа картинаф, мала букаф. Это если коротко. Еще короче: попса. Читать практически нечего. Но полиграфически и иллюстративно исполнена выше всяких похвал! Думаю, многие книжные гурманы восхотят иметь таковую в своих домашних коллекциях, не взирая даже на содержательную нищету сего покетбука. Очень уж картинки там хорошие - относительно редкие, в славном качестве. Книгу просто приятно подержать в руках. Годится для того, чтобы полистать на досуге для эстетского удовольствия и поднятия настроения. Или если в доме есть масоны школьного возраста - как раз в самый раз :)

Но я бы, ческать, купил. Люблю все красивое. Только не за 800 рублей. Ты наверное, видел ее в магазине эксклюзивных товаров, где ее просто вручную всю с оригинала очень точно перерисовали, и поэтому так дорого. Даже в "Пути к себе" на Новокузнецкой (а надо сказать, отнюдь не самый дешевый в Москве магазин) она стоила, если не ошибаюсь, рублей 600. Краснодарские искусники, сиречь перерисовщики книг от руки, людей просто грабятъ :)

Алхимия и мистицизм

Александр 600 Руб

Красная ей цена!

Примерно в середине книги приводятся два масонских табеля(по моему Эмулейшн), к чему они там?

Ага. Кажется, вот эти, если зрительная память ни с кем мне не изменяет:

d640d474ba1d.jpg603aeee8e604.jpg

А там они к тому, что Александр Руб рассматривает масонство как отрасль мистицизма, с чем, вобщем-то, можно даже в какой-то мере и согласиться...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ты наверное, видел ее в магазине эксклюзивных товаров, где ее просто вручную всю с оригинала очень точно перерисовали, и поэтому так дорого.

Не, не...

Сей магазин находится недалеко от гостиницы Интурист (пара кварталов) и в этом магазине все книги очень дорогие, бы всегда сколько я себя помню. :):)

Очень уж картинки там хорошие - относительно редкие, в славном качестве.

Ну....это да.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Многа картинаф, мала букаф. Это если коротко. Еще короче: попса. Читать практически нечего. Но полиграфически и иллюстративно исполнена выше всяких похвал! Думаю, многие книжные гурманы восхотят иметь таковую в своих домашних коллекциях, не взирая даже на содержательную нищету сего покетбука. Очень уж картинки там хорошие - относительно редкие, в славном качестве. Книгу просто приятно подержать в руках. Годится для того, чтобы полистать на досуге для эстетского удовольствия и поднятия настроения. Или если в доме есть масоны школьного возраста - как раз в самый раз ;)
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ташен в принципе ориентирован на этот тип изданий, их "ноу-хау" -максимум полиграфии под одной обложкой .

В библиотеке можно иметь, но текст в целом разделен на иллюстративные разделы (скажем: "Космическое яйцо", "Ангелы"), где автор дает беглый обзор по теме, прежде всего руководствуясь наличием иллюстраций, этот разбор сопровождающий .

Если дорого - брать необязательно . Из тех, что думаешь - "ну, в подарок бы принял".... ;)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Если дорого - брать необязательно . Из тех, что думаешь - "ну, в подарок бы принял"....

Согласен с тобой B)

НО, такие вот книги стоят на полке в магазине, и со временем покрываются отпечатками пальцев, а цена такая же....проходит время, а цена опять такая же....т.е ни в магазин выручку с продажи, ни покупателю радость приобретения B):)

И уже в подарок такую не купишь, заляпанную отпечатками.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Почему никто не говорит о Фулканелли - его работе "Тайны готических соборов", в которой много сказано, даже слишком. Например в Главе Великий Андайский крест есть прозрачные намёки на Конец Цикла *20012 г. Там же можно понять причину т. н. Глобального потепления..

Иг.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Почему никто не говорит о Фулканелли - его работе "Тайны готических соборов", в которой много сказано, даже слишком. Например в Главе Великий Андайский крест есть прозрачные намёки на Конец Цикла *20012 г. Там же можно понять причину т. н. Глобального потепления..

Иг.

Отчего ж "никто не говорит"-то? Я тут частенько мэтра Фулканелли поминал добрым словом. Правда, именно в этой теме, если Вы заметили, изначально речь шла о статье, которая была опубликована в 1839 году - задолго до рождения Фулканелли и его знаменитых детищ про Готические Соборы и Философские Обители.

Ну, и таки что с глобальным потеплением? Духовка раскаляется перед Всемирным Пожаром? <_<

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ну, и таки что с глобальным потеплением? Духовка раскаляется перед Всемирным Пожаром? <_<

Ну кстати да, что-то вроде :D Причем даже ученики Фулканелли, то бишь Канселье и Д'Иже упорно повторяют эту теорию в своих работах.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ну кстати да, что-то вроде <_< Причем даже ученики Фулканелли, то бишь Канселье и Д'Иже упорно повторяют эту теорию в своих работах.

Ну, это и в Конституциях Андерсона есть. Да, и в готических актах оперативной масонерии тож. Письменный первоисточник же - Платонъ, который опирался в этом своем утверждении на еще более древние эсхатологические традиции...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

есть прозрачные намёки на Конец Цикла *20012 г. Там же можно понять причину т. н. Глобального потепления..

А что вы собственно ожидаете? Потопа больше не будет <_<:D:D Творец свои заветы не нарушает.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

93

ast776359big.jpg

Алхимия и мистицизм

Александр Руб

Кто имел возможность оценить сию книгу, можно прочитать ваши коментарии о ней?

Исполнена она конечно хорошо, ну там иллюстрированна богато, и в цвете. И смотрится как чисто подарочное издание в мягкой обложке в 197стр.

В одном из магазинов г.Краснодара её цена более 800р. Шо по моему очень дорого.

Примерно в середине книги приводятся два масонских табеля(по моему Эмулейшн), к чему они там?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Русское издание - сокращено почти в 4 раза и представляет жалкий огрызок англоязычной версии.

Вот даже как <_<

Альбом действительно хорошо иллюстрирован.

То что мне приходилось листать действительно было не толще "Египетского масонства".

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0