Привратник

38 posts in this topic

Posted

Почему решил выбрать темой очередной зодческой тему Привратника - отдельный разговор. Всё началось с покрытия храма. Но это не главное.

Главное то, что к должности Привратника отношение как к самой младшей, а значит - там меньше всего ответственность и меньше по сравнению с другими должностями работа. Так считается. Ну не наделён наш привратник обязанностями по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. А вот в других - наделён. Да и исполняют Привратники в ДПШУ и Эмулейшн несколько разные обязанности. А у него (Привратника) их поболе будет.

Вообще, просто так у нас принято его называть - Привратник. Работая над текстом перевода, ловил себя на мысли, что так и хочу его назвать Стражем. Так, по-моему, было бы правильнее. Если принять во внимание, что нынешних стражей по новому ГенРегламенту будут "величать" Смотрителями... ;) Но это совсем другая история.

Надо сказать, что материала в сети по Tyler'у крайне мало. Собирал по крупицам. Представляю на всеобщий суд очередной перевод. Оригинал здесь: http://www.masonicsites.org/district41/tyler.htm

К сожалению, автор неизвестен. Библиография тоже не приложена, так что очень надеюсь, что приведённый материал не содержит ошибок.

Сразу оговорюсь: текст довольно сложен для перевода, а некоторым - для восприятия оттого, что есть нагромождение грамматических конструкций, понятных англичанам. Но надеюсь, что перевод найдёт своих заинтересованных читателей.

ПРИВРАТНИК

Из истории нам известно, что средневековые действующие ремесленные гильдии ревниво охраняли свои торговые секреты. Они поставили бы часового рядом с местом для собраний, чтобы защитить его от осмотра или вторжения непосвященных. Он был известен как «внешняя охрана», «охраняющий» или «привратник» и часто был самым младшим учеником, который не имел право посещать торговые сделки.

С Масонской точки зрения эту традицию «охраны» продолжал Привратник. В «Первой Книге Конституций» 1723 г. д-р Джеймс Андерсон упоминал «отдельного брата, приглядывающего за дверью, но не являющегося членом [ложи]», а в Правиле XXVI устанавливалось использование «швейцаров или привратников». Великая Ложа Англии в 1728 г. приписала ему больше значения как «офицера, охранявшего дверь» и в своих протоколах собрания от 8 июня 1732 первоначально именовала его специфичное название как «the Tyler» («Привратник»). В 1738 он был описан как «брат Привратник, запирающий все запоны». Слово «Привратник» сначала появилось в печати в новом Правиле XXVI из «Второй Книги Конституций» 1938 г. Здесь Андерсон вспоминал «Старое Правило XIII» первой Великой Ложи 1717 г., которое устанавливало, чтобы «отдельный брат – мастер масон был назначен Стражем масонской ложи, дабы заботиться о [охране] двери». И таким образом наш ритуал сегодня говорит нам, что он – «брат за [по ту сторону] дверью».

Ранние Привратники ложи носили очень цветастую одежду. К примеру, Привратник Великой Ложи 1736 г. был описан как облачённый в красный жилет под темно-синим пиджаком (кителем), отделанным золотым шнурком, желтыми брюками и большой треуголкой. Он даже носил эту униформу публично, разнося вызовы [на собрания] или участвуя в процессиях, и был часто предметом для насмешек.

Ритуал говорит нам, что он «вооружен с надлежащим оружием для выполнения своего долга», не только для отражения потенциальных злоумышленников, но также и для символической охраны Книги Конституций от изменений. Это оружие было описано как «острое орудие», первоначально – острый мастерок, а позже – меч. Он наделил Привратника такой великой властью, что даже наши древние военные братья были обязаны оставлять их мечи, прежде чем войти в помещение Ложи. Сегодня наш Привратник использует только эмблему его положения, эмблему обнажённого меча (на нашейной ленте). Однако в другой юрисдикции это могут быть перекрещенные мечи, правый на левом. В некоторых английских ложах перед открытием работ меч покоится на плато Досточтимого Мастера. В надлежащий момент Привратник призывается в ложу и должен ответить на определенные вопросы относительно места его пребывания и обязанностей. После чего Досточтимый Мастер вручает ему меч, наделяя Привратника силой отразить злоумышленников и «да не пройдёт никто, кроме как надлежащим образом принятый» (Подробнее – в выдержке из Ритуала Дункана, про покрытие ложи, во время открытия работ – в Приложении 1). Что интересно, в английских, ирландских и шотландских ложах есть должность Внутреннего Привратника, исполняющего свой долг у двери внутри Ложи в подчинении Младшего Смотрителя (Второго Стража). Он разделяет свои обязанности с Привратником, проверяя входящих и выходящих из ложи, оповещая собрание о посетителях, а (опоздавших) братьев – в каком градусе сейчас ведутся работы.

Кто же такой Привратник и каковы его обязанности? Он назначен на свою должность и наделён своими обязанностями и «нахождением в одиночестве». Он – мастер масон, обычно Бывший Досточтимый Мастер, уважаемый и искушенный в законах и обычаях масонства брат. Его отличительными качествами должны быть: хорошая память, надёжность, высокое положение (как вар. – почести), добродушие, отзывчивость, сострадание, терпение и верность (как вар. – самоотдача). Это не обязательно член ложи [которая в данный момент собралась на работы], а будучи таковым – имеет право голоса на обсуждениях и голосованиях. Он опознаёт и приветствует братьев, удостоверяясь, что они «должным образом приняты», имеют опрятный внешний вид, трезвы (?!?!?) и как положено облачены в запон. Он – «встречающая команда в одном лице» для посетителей, создающий у них первое и самое важное впечатление от его ложи. Он убеждается, что члены ложи и посетители расписываются в «Реестре Привратника». В те давние дни, когда для встреч братьев использовались таверны и другие непостоянные места, приуготовление, или рисование Ложи мелом и углём – было обязанностью Привратника. Внутри прямоугольника он изображал символы вольного каменщичества согласно степени проводимых работ. В его стандартные обязанности входила подготовка и рассылка (разнос) приглашений на очередное собрание. Он отвечал за ключ от «ящичка с запонами», а также за имущество ложи, подготавливая его для предстоящих работ и последующих. Он уведомлял о моменте «призывания к работам» и «к отдыху», наблюдал за надлежащей подготовкой кандидатов и даже взимал взнос за агапу у посетителей! Своеобразный стук Привратника извещает работающую ложу о прибывшем проверенном брате, просящем входа в Храм. Он не даёт входа никому, кого не знает лично, или если за прибывшего некому должным образом поручиться. Если впоследствии в отношении этого посетителя будут сняты все сомнения специально для того созданной комиссией по проверке, ему придётся принести «Клятву Привратника». Ею он подтвердит, что был посвящён «регулярно», был принят и посвящён ложей «правильной и совершенной», является не «уснувшим» (that he stands not suspended) и не изгнанным из своей ложи, а также нет других веских причин, мешающих ему работать с братьями ложи, в которую он пришел с визитом.

Оба варианта написания на английском (tyler и tiler; последний переводится как «кровельщик») равнозначны, взаимозаменяемы, первый вариант старше. Масонское «применение» слова – вопрос довольно туманный, оно основано на его символизме, и так или иначе может брать свои истоки в рабочей взаимосвязи оперативных каменщиков и кровельщиков. В самом деле, их Предписания и Обряды, названные «poyntz», были весьма схожи (они находят сегодня своё существование в таких выражениях как "все входы и выходы", "точки входа" и "пять точек мастерства" \"arts, parts, and points", "points of entrance" and "five points of fellowship"\). Существует наиболее известная этимологическая теория, описывающая происхождение английского слова «tile» («плитка», «черепица») от латинского «tegula» – «покрывать». После завоевания римлянами Англии кирпичи и черепица стали распространенными строительными материалами. Но после ухода римлян в обиход вернулись деревянные постройки, покрытые соломой и тростником. Увы, эти склонные к пожарам дома стояли крайне близко друг от друга. После череды сокрушительных пожаров в Лондоне в 1212 издали Указ, которым постанавливалось дабы крыши были покрыты черепицами, свинцом (?), кровельной дранкой или обмазанной соломой. Оперативные гильдии кровельщиков появились приблизительно в те времена (и просуществовали до середины 1800-х). И поэтому полагалось, что поскольку оперативные кровельщики клали черепицу для сокрытия помещений и защиты от непогоды, то и Привратник метафорически «покрывает», или защищает тайны Ложи, охраняя её от подглядываний или проникновения непосвященных. Странное масонское слово «hele» (сокрывать) перекликается со словом «tile» (плитка, черепица) и латинским «helan», также значившим «накрывать, закрывать, защищать, прятать или скрывать, утаивать».

(Здесь имеется в виду специфичный масонский диалог, описанный в «Масонстве в разрезе» Причарда. Приведу здесь отрывок, подробнее в Приложении 2.

« … Exam. Give me the Points of your Entrance.

Resp. Give me the first, and I'll give you the second.

Exam. I Hail it.

Resp. I Conceal it…»

Перевод Зелота этого отрывка на русский:

«…Вопрос Назови мне точки входа.

Ответ Скажи мне первую, и я скажу тебе вторую.

В. Я утаю.

О. Я сокрою…»)

Ремесленники, известные под именем «helyers» (эквивалент слову «roofers» – «кровельщики»), покрывали крыши тростником (камышом), ложили черепицу или мазали алебастр для защиты [кровли] здания. «Исцелить» рану (to “heal” a wound) в современном английском правописании буквально означает «покрыть», «скрыть» её [бинтом] (“to cover it”).

В книге «Суд над тамплиерами» ("Proces de Templier"), в которой обсуждается раннее французское рыцарство, рассматривается другая теория. Во время собраний Конклава Ордена, на крыше, поверх кровли (черепичной – tiles) выставлялся часовой, который так и назывался – "Tuilier" (иногда встречается написание «Tuiller»; франц. «черепичник», «тот, кто делает черепицу»). С этой высокой позиции он мог легко разглядеть приближение [чужаков,] не допущенных [на собрание Конклава]. Думается, что англичане переняли такой обычай для масонских лож. Но хоть их функции и схожи, всё-таки факт происхождения Привратника от «черепичного часового» кажется в некоторой степени притянутым за уши!

Мне хотелось бы предложить новую гипотезу происхождения должности привратника, не связанную с черепицей или его функционалом. Полагаю, что слово «tiler»было получено или трансформировано за счет орфографической ошибки в слове «tiller» – фермер (слово с двойственным значением: это и фермер, и рукоятка, или рычаг)! Даже если слово записать через «y» (англ. буква «уай») – «tyller», звучание «y» в слове должно быть не «ай», а «и» (не «тайллер», а «тиллер»), как первый «y» в слове «sympathy» (читается «симпати») или «tympany» («тимпани»). The tiller of a boat – это рычаг, управляющий рулем корабля, а a tiller of the earth – это фермер, землепашец, тот, кто возделывает землю. От первого мы можем провести символическую аналогию, таковую, что рычаг судна соответственно управляет курсом корабля дабы тот прибыл в установленное место назначения, не позволяя ему встречать препятствия и таким образом предотвращая его разрушение, как и наш Привратник заботится о каждом достойном брате и кандидате. В вестибюле, где Привратник исполняет свой долг, регистрирует [пришедшего], облачает его и затем показывает ему должный курс в помещение ложи. Из второго значения мы узнаем о надлежащем приуготовлении путём устранения препятствий условиям роста. Можно предположить, что как землепашец плугом и мотыгой искореняет сорняки, взрыхляет почву и выворачивает камни, а затем удобряет землю и засеивает урожай, так и Привратник защищает ложу от незаконных действий и должным образом приуготавливает каждого брата и кандидата. И тогда, продолжая аналогию, как земля стала восприимчивой для всхода урожая, так и брат и кандидат могут считаться подготовленными к символической переправе, или переходу из материального профанского мира в окружение (среду, обстановку), способствующее духовному росту в ложе. Поэтому о Привратнике можно говорить как о «земледельце человеков». И хотя у меня нет никакого исторического подкрепления моего этимологического озарения, я считаю, что [эта] теория хорошо объясняет значение и обязанности нашего Привратника.

И так как мы узнаём о ценности должного приуготовления [к работам в ложе] и значении осмотрительности во время него, то каждый из нас должен в некотором смысле быть своим Привратником [, Привратником своего Сердца, своей Души, своей собственной духовной Ложи]. Давайте же [покроем своё сердце] в рекомендации и опросе кандидатов! Давайте утаим наши рассуждения о ритуале! Давайте сокроем всё происходящее в ложе, особливо касаемое отношений с братьями и кандидатами! Давайте же защитимся от слов и действий, разрушающих гармонию, ибо только так мы способны не только спасти наши собственные целостность и репутацию, но и всё наше возлюбленное Братство!

Приложение 1.

Freemasonry Illustrated by Jacob O. Doesburg, J. Blanchard

TYLING THE LODGE.

Worshipful Master (one rap) — Is the Tyler of this lodge present? If so he will approach the east. [Tyler approaches the east.]

Worshipful Master — Brother Tyler your place?

Tyler — Without the door of this lodge, Worshipful.

Worshipful Master — Your duties there.

Tyler — To keep off all cowans and eavesdroppers, and see that none pass or repass but such as are duly qualified and have the Worshipful Master's permission.

Worshipful Master — Receive this implement of your office, [handing him a sword] repair to your place, and be there in the active discharge of your duties. [Tyler retires to his place.]

Worshipful Master (one rap) — Brother Junior Deacon, you will see that the Tyler is at his post and close the door.

Junior Deacon (sees that the Tyler is outside the door, closes it and reports:) — The Tyler is at his post, Worshipful.

http://books.google.ru/books?id=xAt3xa92Qs...;q=&f=false

Иллюстрированное масонство, Джейкоб О. Доусбург, Дж. Блэнчард

Покрытие Храма

Досточтимый Мастер (один удар молотком) – Здесь ли Привратник? Если да, пусть приблизится к Востоку. [Привратник приближается к Востоку]

Досточтимый Мастер – Брат Привратник, где пребываешь ты?

Привратник – За дверью ложи, Досточтимый.

Досточтимый Мастер – Каковы твои обязанности там?

Привратник – Охранять от непосвященных и подслушивающих и следить, чтобы никто не выходил и не проходил, только лишь соответственно подготовленные и имеющие на то разрешение Досточтимого Мастера.

Досточтимый Мастер – Возьми это орудие [исполнения] своего долга, [вручает ему меч] возвращайся на своё место, и исполняй там свой долг ревностно [Привратник возвращается на своё место.]

Досточтимый Мастер (один удар молотком) – Брат Младший Дьякон, уверься, что Привратник занял своё место и закрой дверь.

Младший Дьякон (проверяет, что Привратник за дверью, закрывает её и сообщает) – Привратник на посту, Досточтимый.

Приложение 2

Masonry Dissected’ by Samuel Prichard

Q. Are you a Mason?

A. I am so taken and Accepted to be amongst Brothers and Fellows.

Q. How shall I know that you are a Mason?

A. By Signs and Tokens and perfect Points of my Entrance.

Q. What are Signs?

A. All Squares, Angles and Perpendiculars.

Q. What are Tokens?

A. Certain Regular and Brotherly Gripes.

Exam. Give me the Points of your Entrance.

Resp. Give me the first, and I'll give you the second.

Exam. I Hail it.

Resp. I Conceal it.

Exam. What do you Conceal?

Resp. All Secrets and Secresy of Masons and Masonry, unless to a True and Lawful Brother after due Examination, or in a just and worshipful Lodge of Brothers and Fellows well met.

В. Принадлежишь ли ты к числу Каменщиков? *

О. Таковым меня принимают и признают среди Братьев и Товарищей моих.

В. Откуда мне знать, что ты Каменщик?

О. По знакам и намекам, и по совершенным точкам моего входа.

В. Каковы эти знаки?

О. Они все суть углы, квадраты и перпендикуляры.

В. А каковы намеки?

О. Они суть регулярные и братские пожатия.

В. Назови мне точки входа.

О. Скажи мне первую, и я скажу тебе вторую.

В. Я утаю.

О. Я сокрою.

В. Что ты сокроешь?

О. Все тайны и таинства масонов и масонства, коие открывать дозволено лишь истинному и законному брату и лишь после должного испытания или в стенах законной и должным образом учрежденной, созванной и собранной Ложи Братьев и Товарищей.

* Перевод – брат Зелот Полный текст перевода "Масонство в разрезе" на сайте Зелота: http://zelot.org/load/4-1-0-39

Продолжения переводов следуют :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Представляю на всеобщий суд очередной перевод.

Спасибо ув.бр.Imago и ув.бр.Зелот.

Очень интересно ;)

По знакам и намекам, и по совершенным точкам моего входа.

Чаще встречал такое

По знакам, словам и прикосновениям.

Масон узнаётся по своему образу действий, всегда справедливому и открытому, по своей чистой и искренней речи и по братской заботливости которую он проявляет по отношению ко всем тем с кем он связан узами солидарности.

1

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Почему решил выбрать темой очередной зодческой тему Привратника - отдельный разговор. Всё началось с покрытия храма. Но это не главное.

Главное то, что к должности Привратника отношение как к самой младшей, а значит - там меньше всего ответственность и меньше по сравнению с другими должностями работа. Так считается. Ну не наделён наш привратник обязанностями по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу. А вот в других - наделён. Да и исполняют Привратники в ДПШУ и Эмулейшн несколько разные обязанности. А у него (Привратника) их поболе будет.

Спасибо огромное за перевод, люб. Имаго и Зелот!!!!!!

Очень интересно!

Гм.... а скажи, какой меч у привратника, в тексте не упоминается? А то с этим есть очень интересные аллюзии ;)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Гм.... а скажи, какой меч у привратника, в тексте не упоминается? А то с этим есть очень интересные аллюзии ;)

У меня тоже. Про херувима, вход в Эдем и "меч пламенеющий обращающийся", да? ;)

Вот, смотри: http://freemasonry.bcy.ca/symbolism/sword.html

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

У меня тоже. Про херувима, вход в Эдем и "меч пламенеющий обращающийся", да? ;)

Вот, смотри: http://freemasonry.bcy.ca/symbolism/sword.html

Да, про это. И про два "гранатовых древа" меж которыми привратник обретается, а если еще добавить, что это - бывший ДМ, и как "кровельщик", находящийся на "крыше" (исходя из твоего перевода), то вообще оооочень интересная "конструкция" выходит - не накладываются ли здесь два "этажа" (уровня) как и в случае с табелями? ;)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

вообще оооочень интересная "конструкция" выходит - не накладываются ли здесь два "этажа" (уровня) как и в случае с табелями? ;)

Ух ты, завернула как :) Имхо, там всё попроще. Подробно здесь не смогу, а в закрытке заводить параллельную тему пока неохота - ведь переберёмся туда, здесь скучно станет. Просто вспомни ритуал, открытие. Фактически, идёт же сборка. И в один прекрасный момент должна появиться крыша. Ну и - вот она, Привратник её и кроет. Символически.

Подробней здесь не смогу.

Чаще встречал такое

В переводе именно то, как переведено. Я вчера специально консультировался по этому вопросу у брата Зелота. К сожалению, и объяснение того, что такое "все входы и выходы", "точки входа" и "точки мастерства" объяснить Вам не смогу - вынужден покрыть черепицей ;)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

К сожалению, и объяснение того, что такое "все входы и выходы", "точки входа" и "точки мастерства" объяснить Вам не смогу - вынужден покрыть черепицей

Всему своё время ;)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Ух ты, завернула как ;) Имхо, там всё попроще. Подробно здесь не смогу, а в закрытке заводить параллельную тему пока неохота - ведь переберёмся туда, здесь скучно станет. Просто вспомни ритуал, открытие. Фактически, идёт же сборка. И в один прекрасный момент должна появиться крыша. Ну и - вот она, Привратник её и кроет. Символически.

Подробней здесь не смогу.

Угу. И какие мысли у тебя о том, где собственно должна быть "расположена" эта крыша, в связи с "местоположением" ложи согласно катехизису первого градуса? ;)

И еще один вопрос, на который у меня нет информации - когда привратник "перебирается" внутрь ложи?

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Угу. И какие мысли у тебя о том, где собственно должна быть "расположена" эта крыша, в связи с "местоположением" ложи согласно катехизису первого градуса? :)

Символически - там же, где любая крыша: на самом верху строения :) Того самого строения ;) Она защищает ложу от дождя - собсно, от всех тех "непогод", что перечислены в переводе.

Хотел написать тут последовательность возведения "строения", но решил, что кровля прохудится. :D Похоже, по ряду вопросов придётся убежать под зонтик.

И еще один вопрос, на который у меня нет информации - когда привратник "перебирается" внутрь ложи?

Не до конца тебя понял. Ты насчет приведённого ритуала Дункана или ДПШУ? В последнем он как сидел, так и сидит себе на стульчике "при двери" с мечиком :). А вот в Эмулейшн - там да, там поинтересней: он один одинёшенек за дверью ложи, стоит и скучает. Хорошая награда бывшему Досточтимому за его труды, не правда ли? :) Только лишь при открытии работ (в Эмулейшн) он перестукивается с Младшим Дьяконом - и всё участие в ритуале ;)

В старом же ритуале (смотрим Приложения к переводу) он входит в ложу, забирает меч у ДМ-а.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Не до конца тебя понял. Ты насчет приведённого ритуала Дункана или ДПШУ? В последнем он как сидел, так и сидит себе на стульчике "при двери" с мечиком :D . А вот в Эмулейшн - там да, там поинтересней: он один одинёшенек за дверью ложи, стоит и скучает. Хорошая награда бывшему Досточтимому за его труды, не правда ли? :) Только лишь при открытии работ (в Эмулейшн) он перестукивается с Младшим Дьяконом - и всё участие в ритуале ;)

В старом же ритуале (смотрим Приложения к переводу) он входит в ложу, забирает меч у ДМ-а.

Просто хочется понять, где его место было изначально.... Внутри или снаружи...

А насчет ДМа - это отпуск у него ;)

Об остальном, да стоит наверное ненадолго зайти в помещение.... Впрочем тема такая обширная, что хватит и на "здесь" и на "там" :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Почему решил выбрать темой очередной зодческой тему Привратника - отдельный разговор.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

А насчет ДМа - это отпуск у него :D

Перевод на более легкую, но не менее почетную должность, где требуется опытный глаз. :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Позвольте встрянуть своим профанским носиком :D в умные беседы.

Исходя из этой цитаты:

Ранние Привратники ложи носили очень цветастую одежду. К примеру, Привратник Великой Ложи 1736 г. был описан как облачённый в красный жилет под темно-синим пиджаком (кителем), отделанным золотым шнурком, желтыми брюками и большой треуголкой. Он даже носил эту униформу публично, разнося вызовы [на собрания] или участвуя в процессиях, и был часто предметом для насмешек.
0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Позвольте встрянуть своим профанским носиком :D в умные беседы.

Исходя из этой цитаты:

И из этой

Родилась мысль - скорее всего неверная, но имеющая право появиться - не входит ли в "ассоциацию" данная фигура с нулевым арканом ТАРОТ. Ведь он может стоять перед колодой (для начинающих в начале пути), или в конце колоды (завершающий этот путь и начинающий новый - новый уровень). Символ "обнуления" сознания. И такое "обнуленное" сознание узнает и пропускает своих. Он может быть нулем, а может - нуль плюс колода - началом нового этажа. Тем более, что он не участвует в "великом химизме цифр и фигур", находясь за пределами. Тем более, бывший ДМ (маг, прошедший "путь колоды"). Вот такая мысля. :)

Интересная мысля, на мой не знающий Таро взгляд ....

"О" как ничто, и как знак рождающий порядок системы - 0, 10, 100 и т.д.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Интересная мысля, на мой не знающий Таро взгляд ....

"О" как ничто, и как знак рождающий порядок системы - 0, 10, 100 и т.д.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Продолжение. Ещё один перевод.

Привратник: история образования названия

Как образовалось название должности «Привратник»? Обычный ответ «потому что он покрывает храм извне» не дал бы нам ничего, ведь глагол «to tile» (покрывать [храм, ложу]) в его масонском употреблении очевидно произошел от существительного «tyler», и оба этих специфичных слова были в своё время привнесены в масонский обиход (слова появились от какого-то исторического феномена, а не наоборот, когда что-либо возникает с подачи масонства). Обычный разбор слов при попытке понять их происхождение переносит нас к их источнику – ремеслу масонов-каменщиков.

Если разобраться, Привратник символически сокрывает (to hele), или закрывает свою ложу, дабы скрыть её убранство от любопытных глаз посторонних, и в этом самом смысле он может выполнить работу черепчника: то есть, в качестве «крыши» сейчас выступает [сама] ложа, но сравнение неудачно и основывается на невыполнимом. И речи быть не может о том, что крыша кроется, затем разбирается, и затем всё по новой, лишь ради того чтобы что-то скрыть от любопытствующих. То, что Привратник имеет происхождение из оперативной практики, не представляется вероятным, хотя в этом вопросе не стоит быть догматичными. Также трудно представить Привратника как развитие староспекулятивного «сокрывателя» («helier»), или «кровельщика» («roofer»). Тогда откуда же название?

Стоит вспомнить, что слово «Привратник» впервые встречается в печати в 1738 году, до которого спекулятивное масонство из Англии успело переместиться во Францию и вернуться обратно, неся с собой множество новшеств, иногда странных и любопытных. Не было ли среди них и нового названия для должности охранявшего дверь? Французский каменщик, или резчик по камню, называется le tailleur de pierre. Если обычный англичанин попытается наиболее точно произнести французское слово tailleur, то получится очень похоже на «тайлер» (tyler – черепичник). Так может, тогда имя Привратника – это один из вариантов «каменотёса»?

Возможно, и даже вполне вероятно, что так оно и есть, но в этом предположении есть слабое место, поскольку мы не знаем, почему французы удостоили чести Привратника быть названым каменотёсом. Однако, пока достойного объяснения происхождения названия должности не появилось, вопрос его происхождения остаётся открытым. Отметим, что старые французские ложи, как говорили, были "покрыты извне". Есть небольшая вероятность, что идея "покрывания" ложи [(выкладывания её крыши черепицей)] возникла по вине неудачного перевода.

Freemasons' Guide and Compendium – стр. 387-388

Бернард E. Джонз

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Продолжение. Ещё один перевод.

Очень интересно!!!!! Спасибо!!!!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

И ещё один.

Страж, Привратник, Guarder, Или Внешний Привратник

Naresh Sharma, 32°, K.C.C.H.

10023 Florida Boulevard

Baton Rouge, Louisiana 70815

Исторически, у Стража масонской ложи было много обязанностей по охране ложи.

Привратник – единственный офицер ложи, не получающий заработной платы за свои труды, но помимо этого не обязательно может являться не только членом собирающейся на работы ложи, но и даже и членом цеха! Несмотря на это, работа Привратника всегда была важна для собраний и работ ложи. Упоминания о Привратнике в масонской ложе, а также множества обязанностей, им выполняемых, занимает видное место в масонском ритуале. Сегодняшнее оформившееся масонство берёт свои истоки непосредственно от первой, или основной [материнской] Великой Ложи, сформированной в Лондоне 24 июня 1717 года. В 18-ом и 19-ом столетиях, "Охраняющий дверь" («Doorkeeper») или «Охраняющий» («Guarder»), как называли Привратника в те времена, не только покрывал храм извне, но также разносил каждому члену ложи приглашения на очередное собрание, во время работ мелом рисовал Ложу на полу, обновлял список проверенных посетителей ложи, отвечал за ключи от ящичка с запонами.

В протоколах Ложи начала 18-го столетия также встречаются названия «Doorkeeper» и «Guarder», и эти названия должности продолжали применяться, уже после того, как термин «Привратник» («Tyler»), появившись впервые в 1732 году, стал общеупотребимым. В Установлении № XIII Книги Конституций Андерсона упоминаются обязанности охраняющего внешнюю дверь: «Отдельный брат (обязанный быть Подмастерьем) должен быть назначен чтобы приглядывать за дверью Великой Ложи; но может не являться её членом».

Протоколы Ложи Swan & Runner №39 (уснувшей в 1751 г.) за 10 марта 1731 года устанавливают: «Желательно поставить Брата Джонсона охраняющим ложу каждую ночь и назначить ему за его работы жалование в восемнадцать пенсов и одну пинту вина». Вообще же Привратники (Doorkeepers) и Часовые (Guarders) относились к «прислуживающим братьям» и зачастую были владельцами помещений, в которых проводились собрания. В большинстве случаев их не поднимали выше градуса Ученика, крайне редко кто-то из них был членом ложи. При образовании Главной Великой Ложи в Лондоне, были [окончательно] разработаны ритуалы, и Ученика посчитали недостаточно способным (подготовленным) для исполнения обязанностей Привратника, так что с тех пор им может быть только Мастер Масон. Ложа «Indefatigable» №237 «была собрана для инсталляции Брата Джошуа Эванса в качестве Привратника ложи, и было оговорено, что за это собрание он не получит вознаграждение за свою работу».

В 1738 году преп. Андерсон опубликовал новую «Книгу Конституций» и старое Правило за номером XIII, связанное с назначением «Ученика», чтобы приглядывать за дверью, было изменено на «отдельный брат, Мастер Масон, должен быть назначен Привратником, дабы присматривать за дверью». В ложе Antiquity №2 3-го июля 1744 г. заносится в протокол собрания следующее: «Установлено, что Привратник с этих пор доставляет приглашения на собрания настоящей Ложи, и за каждую такую отдельную доставку уплачивается один шиллинг специально выделяемых «платежей Привратника»».

Наиболее полный список обязанностей Привратника содержатся в Уставе 1737 г. Ложи Friendship №6: «Хранителю двери должно уплачивать 12 пенсов за каждое посещённое собрание. Он никогда не может быть не на службе накануне собрания; а также [ему должно] проявлять прилежность и добросовестность. Ему должно заботиться об облачении Братьев и убранстве Ложи. Он должен предложить гостям Ложи по их просьбе список визитации, дабы они, когда за них поручатся, вписали в него свои имена, наименование Ложи, в которой они состоят и указали братьев-поручителей. И прежде чем дать им вход, должен получить по 12 пенсов с каждого визитёра, занести их в вышеупомянутый Список и передать Досточтимому и Смотрителям до закрытия работ Ложи; ему надлежит быть хранителем ключей от ящичка с запонами и прочим, и всегда быть готовым предоставить их в распоряжение братьев; в случае невыполнения хоть одной из сих обязанностей Привратник лишается текущей оплаты.»

Тридцатью годами позже, в 1767 г. Протоколы Ложи Halifax №61 тоже описывают обязанности Привратника: «Также из числа Братьев должен быть назначен Привратник дабы быть поставленным у дверей Ложи, с обнажённым мечом в руке, для [обеспечения] её безопасности и для оповещения Ложи в случае если братья, пришедшие с визитом, пожелают присутствовать на работах, он также вправе отклонить их запрос на вход… Также он обязан сопровождать Досточимого, а при его отсутствии – его заместителя (помощника) дважды в неделю в целях его безопасности, и должно ему за его труды платить один шиллинг за каждое собрание. Он может отказать во входе любому брату, пришедшему неопрятным и не прилично обряженным в белый запон».

Частью обязанностей Привратника было черчение на полу Ложи рисунков и символов, соответствующих градусу, в котором будут проводиться работы. В начале 18-го века рисовали мелом и древесным углём, а больший эффект достигался за счет глиняных моделей (символов). Множество Привратников были искушенными в исполнении этих обязанностей, но в некоторых ложах рисунки выполнял другой Брат, более успешный в рисовании.

Трудно переоценить тот факт, что при перемещении по ложе, братьям не позволили бы пересекать напольный чертёж ложи. Так что у нас есть логическая причина для «Хождения по углам» (Squaring the Lodge). Как отмечает Протокол Ложи Jerusalem №197, Привратнику назначалась раздельная оплата: «Устанавливается оплата Привратника в размере одного шиллинга шести пенсов за покрывание ложи на каждом собрании, и двух шиллингов шести пенсов за приуготовление Ложи Подмастерьев.»

Параграф 23 Устава Ложи St. James № 47 в Батон Руж, принятого в декабре 1844 года, освобождает Привратника от храмовых взносов, обязуя его содержать помещение ложи в надлежащем порядке. Тем же Уставом устанавливается оплата работ Привратника в один доллар за каждое собрание. В 1845 году Ложей было решено выплачивать Привратнику один доллар 50 центов за каждое посещённое им собрание. На Привратнике также лежала ответственность за сбор общих взносов и взносов за продвижение в градусе (pro-rata assessments), для чего ему назначалось вознаграждение в размере десяти процентов от собранных средств.

Конечно, обязанности Привратника заметно уменьшились сейчас, в век телефонов, факсов, электронной почты и телевидения. Былые чертежи углём на полу вытеснены современными табелями [и коврами]. Но всё же Привратник всё ещё остаётся важным и традиционным офицером в масонской Ложе.

Оригинал на английском: http://www.srmason-sj.org/council/journal/sep99/sharma.html

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Спасибо за перевод, ув.бр.Imago.

больший эффект достигался за счет глиняных моделей (символов))

первый раз об этом читаю B)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

первый раз об этом читаю :)

Аналогично. Сам удивился :)

Для меня вообще стало открытием, что в старину Привратник (или Страж, или Охранник, или Кровельщик) выполнял функции, которые в настоящее время распределены между другими офицерами Ложи. Так, "созывает" братьев на предстоящие работы теперь Секретарь (и я уже на собственной шкуре почувствовал, каково это обзвонить всех братьев Ложи, да ещё не по одному-то разу; а ведь в прошлом сотовых не было! B) ), за порядком в храме и утварью приглядывает Обрядоначальник, табелем занимется Эксперт... А раньше всем занимался Привратник - казалось бы (в наше время), такая скромная офицерская должность! Ритуалом ему отведена совсем небольшая деятельность. Однако же и сейчас, без убеждения в покрытии храма, работы ложи открыться не могут.

Поистине - великое в малом!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Оказывается Привратнику ещё и приплачивали за его труды,что дополнительно стимулировало к добросовестному выполнению своих обязанностей.И совмещённые, по сегодняшним меркам обязанности Эксперта,Обрядоначальника(частично)и даже Казначея удивляют и впечатляют.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Во! Я ещё и Казначея пропустил :huh:

Многостаночник!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Во! Я ещё и Казначея пропустил :huh:

Многостаночник!

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Трудно представить в сегодняшних обязанностях привратника такой перечь возлагаемого на него.Это надо было быть очень эрудированным братом и очень работоспособным. :huh:

Бывший ДМ как раз подпадает под перечисленные характеристики

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Бывший ДМ как раз подпадает под перечисленные характеристики
0

Share this post


Link to post
Share on other sites
You are commenting as a guest. If you have an account, please sign in.