Sign in to follow this  
Followers 0

"Масоны в Германии" профессора Зеттегаста

7 posts in this topic

Posted

Брошюра немецкого профессора Зеттегаста, некогда бывшего Гроссмейстером Великой Ложи Royal Iork, называется "Масоны в Германии. Их учение и цели". Прочесть ее я еще не успел, но книжка вроде бы неплохая. Переведена на русский язык и издана в Питере в 1907 году. Это как раз период возрождения российского масонства вернувшимся из-за границы профессором М.М. Ковалевским и его сподвижниками, о чем вскользь упоминается в послесловии к этому изданию.

Действительно, любопытный библиографический артефакт, появившийся в отечественной печати то ли из кругов самого Максима Ковалевского (с целью вызвать интерес российской общественности к масонству), то ли возникший совершенно независимо от возобновителей тогдашнего русского масонства, в силу уже наличествовавшего в обществе интереса к данному предмету...

Второй вариант выглядит куда убедительней, потому что титульный лист с двойной буквой "с" в самом интересном месте заставляет усомниться в какой-либо причастности столпов нашей традиции к появлению этой занятной книги :angry:

Может быть, Любезный Брат Генрих прокомментирует это издание или даст некую информацию о личности ее автора - профессора Зеттегаста? Кто был такой? Чем, если вдруг, известен в родной Германии? Не об этом ли Зеттегасте идет речь?

P.S. Приятного чтения :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Личность Зеттегаста довольно любопытная. Видный учёный, профессор, почётный доктор, ректор берлинского сельско-хозяйственного института, автор кучи книг, с 1869-го член Тайного Правительственного Совета, родился в 1819 в Кёнигсберге, в 1854 принят в ложу "Психе" в Оппельне, в 1889 был избран ВМ ВЛ Пруссии Ройал Йорк. На посту ВМ боролся с высшими степенями в ВЛ, требовал их полной отмены и запрета, но через год сложил с себя полномочия и перешёл в ВЛ Гамбурга, где этот запрет уже действовал. В 1891-м решил основать свою ВЛ, но т.н. "старопрусские" ВЛ (ВЗЛ, Три Глобуса и Ройал Йорк) подали на него за это в суд. После 2-х летнего процесса, 2.04.1893 Высший Суд постановил, что никто не обладает привилегиями на основание новых лож и термины "масонская ложа" и "мастерская" не лицензированы. В результате чего по всей Германии пошло массовое и спонтанное появление новых т.н. "угловых" лож. Многие из них в последствии вошли в состав регулярных ВЛ.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Огромное спасибо! Так и знал, что будет у тебя про него чего-нибудь интересное...

родился в 1819 в Кёнигсберге

О! Наш, советский, калининградский, стало быть :)

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Я прошу прощения, Любезный Брат Генрих, за то, что так бессовестно пользуюсь твоей добротой, но знания твои в этой области столь обширны и увлекательны, что трудно выработать к подобной масонской эрудиции какое-то иное отношение, кроме жадно-потребительского. Хочется спрашивать, спрашивать и еще раз спрашивать...

А тут еще, тем более, такое дело, что узнать больше вообще неоткуда... В общем, дело такое: был в XVIII веке такой германоговорящий автор Генрих (Гейнрих) Шлисс. Я чего за него вообще спрашиваю... Лежит у меня сейчас старинный его трехтомник "Таинства древних Египтян. Истинная повесть о волшебстве и духах осьмагонадесят столетия" (Москва: Университетская типография, 1803). Перевод с немецкого. Книги эти я, безусловно, отсканирую. Занятный такой философско-фантастический роман в стиле моей любимой "Рукописи, найденной в Сарагосе" Лб:.Бр:. Яна Потоцкого. Но есть ли смысл вещь эту сюда выкладывать? Про Генриха Шлисса в рунете нет вообще ни слова! Был ли он масоном? Что вообще про него в Европе известно? Насколько он интересен с точки зрения изучения истории западного эзотеризма? Может быть, ты чего-нибудь о нем рассказал бы, коль скоро рунет по части этой персоналии вообще нем <_<

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Христиан Генрих Шписс (Christian Heinrich Spieß) родился в 1755 в Саксонии, умер в 1799 в Богемии, актёр, драматург, писатель. Его драмы ставил Гёте в Веймаре, а современники относят его к основателям литературного направления романов ужасов. Этому же направлению принадлежат его "Тайны древних египтян". В масонстве замечен не был.

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

Христиан Генрих Шписс (Christian Heinrich Spieß) родился в 1755 в Саксонии, умер в 1799 в Богемии, актёр, драматург, писатель. Его драмы ставил Гёте в Веймаре, а современники относят его к основателям литературного направления романов ужасов. Этому же направлению принадлежат его "Тайны древних египтян". В масонстве замечен не был.

<_< Что б я без тебя делал? Точно! Эти удивительные титульные шрифты XVIII века иногда чегтофски трудно разбирать. Про Генриха Шписса в сети действительно полно всего. Огромное тебе спасибо :P

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Posted

В масонстве замечен не был.

Хм... Вот это последнее как раз таки очень странно, потому что Е.И.Чигарева в своей монографии "Оперы Моцарта в контексте культуры его времени" (фрагменты имеются в сети) рассматривает роман Генриха Шписса "Таинства древних египтян" как литературное произведение, отражающее именно масонский контекст эпохи...

Очень, кстати, интересное исследование о масонских мотивах в творчестве Моцарта.

Рассматривая "Волшебную флейту" в сопоставлении с синхронными ей литературными произведениями, Е.И.Чигарева пишет, что, в частности, мотив некоего великого странствования, преображающего душу героя, связан с древними инициатическими идеями и по тому является масонским по определению. В "Волшебной флейте" Моцарта "смысл этой связи проступает в предваряющем сцену испытаний пении латников в 7 картине оперы, где с мелодией цитированного здесь протестантского хорала соединяются следующие слова:

«Тот, кто идет этой дорогой, обремененный сомнениями,

Очистится огнем, водой, воздухом и землей;

Если же он сможет преодолеть страх смерти,

Воспарит он с земли на небо».

Конечно, вся эта тематика прямо ассоциируется с масонскими идеями, принципами, ритуалами - нет сомнения, что они являются в какой-то мере «общим знаменателем» при сравнении этих двух шедевров. Не случайно именно по поводу «Волшебной флейты» Гёте говорил: «Лишь бы основной массе зрителей доставило удовольствие очевидное, а от посвященных не укроется высший смысл».

Симптоматично, что и самого Моцарта на первых же представлениях «Волшебной флейты» радует не бурный восторг зрителей, а «тихий успех» оперы («молчаливое одобрение» - «der Stille Beifall!»). Слова эти в письме Моцарта к жене (от 7 октября 1791 г.) выделены им самим.

Конечно, и Гёте, и Моцарт были масонами, идеология масонства объединяет эти два их создания, хотя и написанные в разное время, но в равной степени отразившие дух времени. Однако такой подход был бы слишком внешним, простой констатации этого факта недостаточно для понимания культурного самосознания эпохи. Важнее то, что выражали эти идеи, почему они оказались столь актуальны - вплоть до того, что составили основу определенного метасюжета, воплотившегося во многих романах конца XVIII - начала XIX вв., в которых зашифрованы масонские ритуалы, а сквозь них проступают очертания некоего мифа эпохи.

Эта тенденция равным образом проявилась в поэтике как «высокого» («Вильгельм Мейстер»), так и тривиального романа. Так, в романе К.Г.Шписса «Таинства древних египтян» (1798-1799) мы встречаем знакомые нам мотивы - это и условный Восток, и египетская тематика, и святой старец, открывающий героям смысл жизни, и испытания на пути к совершенствованию (водой - водопады Нила, восхождением на ледяную гору к священному храму Разума, далее - молчанием, темнотой), и ожидаемая в конце награда - встреча с любимой. Однако фактором снижения возвышенной тематики оказывается мотив мистификации".

Действительно, как же так? Роман Генриха Шписса "Таинства древних египтян" по своим сюжетным маркерам великолепно и стопудовочугунно укладывается в контекст масонских произведений той эпохи, тогда как сам его автор масоном, получается, что не был! Ну, и дела...

0

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!


Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.


Sign In Now
Sign in to follow this  
Followers 0