otis93

Масоны
  • Content count

    141
  • Joined

  • Last visited


Community Reputation

73 Очень хороший

2 Followers



About otis93

  • Rank
    Частый гость
  • Birthday 08/25/78

Контакты

  • Сайт http://apokrif93.com

Информация

  • Пол Мужчина
  • Город Калининград
  • Интересы масонство, оккультизм, биология, скаутинг, литературное творчество, настолки

otis93's Activity

  1. otis93 added a post in a topic Новая литература   

    Откопал у себя в архивах 2009-го файлик от Брата Сергея Трайзе вот с такой библиографией - может, кому будет полезно:
    1. А. Рыбалка, А. Синельников. Интервью с масоном. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.
    2. А. Рыбалка. Путеводитель по миру каббалы. М.: Мост Культуры, 2006
    3. А. Пайк, "Мораль и Догма Древнего и Принятого Шотландского Устава Вольного Каменщичества". Том I.
    4. Фулканелли. Тайны соборов. М.: Энигма, 2008
    5. Карпачев С.П. Путеводитель по масонским тайнам. М:. ЦГО, 2003.
    6. Никитин А.Л. Тайные ордены в Советской России. М:. Вече, 2006.
    7. Соколовская Т.О., Лотарева Д.Д. Тайные архивы русских масонов. М:. Вече, 2007.
    8. М. Бейджент, Р. Ли. "Храм и Ложа: от тамплиеров до масонов". М:. ЭКСМО, 2006
    9. Серков А.И. Русское масонство 1731 - 2000 гг.Энциклопедический словарь. М., РОССПЭН., 2001
    10. Карпачев С.П. "Масоны. Словарь". М.: АСТ: Олимп, 2008.
    11. Мэнли П. Холл. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической и розенкрейцеровской символической философии. М:. ЭКСМО, 2007
    12. Ридли Джаспер. "Фримасоны".
    13. Соловьев О. Русские масоны. М:. Яуза-пресс, 2007.
    14. Р. Смоули. Гностики, катары, масоны, или Запретная вера. М.: АСТ, 2008
    15. М. Бейджент, Р. Ли, Г. Линкольн. Святая кровь и Святой Грааль.
    16. Карпачев С.П. Тайны масонских орденов: Ритуалы "вольных каменщиков". М.: Яуза-пресс, 2007.
    17. Рыбалка А., Синельников А. Орден Сириуса: рыцари лотоса и креста. - Ростов н/Д.: Феникс, 2007.
    18. Дуглас Смит. "Работа над диким камнем. Масонство и русское общество в XVIII веке".
    19. А. Серков. История Русского масонства после второй мировой войны. Спб, 1999
    20. А. Пятигорский. Кто боится вольных каменщиков?
    21. Г. Шустер. История тайных союзов.
    22. Державный орден Святого Иоаннв Иерусалимского, именуемый Мальтийским в России. Орден Мартинистов. М.: ГПИБ, 2001.
    23. Карпачев С.П. Российское масонство XVIII-XX вв. М.: Альфа, 2000.
    24. Робинсон Д. Масонство. Забытые тайны. М.: Крон-Пресс, 2000.
    25. Элиаде М. Тайные общества. Обряды инициации и посвящения. М.-СПб.: Университетская книга, 1999.
    26. Пыпин А.Н. Масонство в России. XVIII – первая четверть XIX века. М.; Век, 1997.
    27. Лауэнштайн Д. Элевсинские мистерии. М.: Энигма, 1996.
    • 0
  2. otis93 added a post in a topic Вопрос - Ответ   

    Это да.
    • 0
  3. otis93 added a post in a topic Вопрос - Ответ   

    В Новосибирске и Барнауле есть "дикие", но активные. Не знаю, ближе ли. Может, даже дальше.
     
    • 0
  4. otis93 added a post in a topic Человек Года по версии журнала "Апокриф"   

    Положение о конкурсе исследовательских и творческих работ им. Николы Теслы
    Журнал «Апокриф» объявляет I конкурс исследовательских и творческих работ в рамках проекта «Человек Года» (#АпокрифКалендарь).
    Конкурс проходит с 21 февраля по 21 августа 2020 года. Он призван привлечь внимание к образу личностей, оказавших существенное влияние на развитие человеческой цивилизации; дать возможность проявить себя молодым и начинающим авторам; выявить новые подходы, направления исследований, поиска.2. Конкурс является логическим продолжением ранее проводимых журналом конкурсов, таких как «Поэт Времён Апокалипсиса», «Оккультное просвещение» и «Verbena».
    3. В конкурсе могут принять участие все желающие без ограничений, как индивидуально, так и в составе авторских коллективов. От одного участника (или одного авторского коллектива) на каждую из номинаций может быть представлена одна работа.
    4. В рамках конкурса предусмотрены следующие номинации:
    4.1. Исследовательская работа, посвящённая Человеку Года (его жизни, деятельности, идеям и пр.).
    4.2. Литературное (поэтическое или прозаическое) посвящение Человеку Года.
    4.3. Исследовательская работа, посвящённая любому другому Человеку Дня, не ставшему Человеком Года.
    4.4. Литературное (поэтическое или прозаическое) посвящение любому другому Человеку Дня, не ставшему Человеком Года.
    4.5. Исследовательская работа по символизму Календаря Замечательных Людей, их магическим, астрологическим и др. соответствиям, возможности использовать Календарь в практических магических целях и т. д.
    4.6. Эссе, посвящённое самому процессу голосования за звание Человека Года, рассказывающее о собственном в нём участии, запомнившихся моментах, пожеланиях и предложениях на будущие годы (включая рассказ о личностях, не ставших Человеком Года или выставленных на голосования, но, по мнению автора, заслуживающих этого).
    4.7. Графические работы по теме голосования.
    Возможно учреждение дополнительных номинаций. Информация об этих номинациях будет появляться в новостных лентах журнала «Апокриф» и альманаха «Лалангамена».
    5. Авторы могут принять участие в конкурсе в нескольких номинациях (индивидуально или в составе авторского коллектива).
    6. К участию в конкурсе допускаются только работы на русском языке.
    7. Работы принимаются на конкурс в электронном виде, объёмом не более 30 страниц (формата А4) 12 кеглем (1-6 номинации) или одна графическая работа (7 номинация).
    8. К участию в конкурсе допускаются только те работы, автором которых является конкурсант. Если работа написана в соавторстве, то все соавторы должны дать своё согласие на участие работы в конкурсе.
    9. Работы должны отличаться оригинальностью подходов к решению поставленных проблем, иметь теоретическую, практическую, художественную, просветительскую ценность.
    10. Работы не должны содержать в себе оскорблений по отношению к кандидатам, номинированным на звание Человек Года, и к третьим лицам.
    11. В жюри конкурса входят наиболее активные участники голосования по опросам #АпокрифКалендарь.
    12. Жюри имеет право отказать в публикации и/или участии в конкурсе любому автору или группе авторов без объяснения причин.
    13. Мнение автора (авторов) конкурсной работы может частично или полностью не совпадать с мнением владельцев сайтов, на котором они будут опубликованы, и/или конкурсного жюри.
    14. Принимая участие в конкурсе, конкурсант соглашается с тем, что его работа может быть опубликована безвозмездно на сайтах учредителей конкурса, с сохранением ссылки на автора.
    15. Подать работы на конкурс можно не позднее 21 августа 2020 года.
    16. Подведение итогов конкурса состоится в день осеннего равноденствия (21 сентября 2020 года).
    17. Желающие по согласованию с организаторами могут подать заявку на проведение офлайн-мероприятий, посвящённых подведению итогов и награждению победителей.
    18. По окончании конкурса все участники получат свидетельства, подтверждающие факт их участия в нём, с указанием названия представленных на конкурс работ. Лучшие работы будут в журнале «Апокриф» (публицистические материалы) и альманахе «Лалангамена» (литературное творчество), включая его очередной отчётный выпуск как приложения к журналу «Апокриф».
    19. В настоящее время организаторы конкурса готовы предоставить следующие призы:
    19.1. 1 место: 1 книга на выбор от редакции «Апокрифа», а также 3 букинистические книги на выбор из нашего магазина;
    19.2. 2 место: 3 букинистические книги на выбор из нашего магазина;
    19.3. 3 место: 1 букинистическую книгу на выбор из нашего магазина;
    19.4. работы лауреатов и победителей будут опубликованы в журнале «Апокриф» и/или его дочерних проектах, либо на сайте «Лалангамена»;
    19.5. отдельные работы авторов-победителей могут быть рекомендованы партнёрским издательствам для выхода в печатных сборниках.
    Список призов может увеличиваться.
    20. Если вы не согласны хотя бы с одним из пунктов этих правил — пожалуйста, не отправляйте свою работу на конкурс.
    21. По всем вопросам, связанным с проведением конкурса просим вас связываться с нами по адресу 93in39@gmail.com
    Официальная группа конкурса — https://vk.com/apokrifcalendar
    Отправить работы на конкурс и задать вопросы вы можете по адресу:
    93in39@gmail.com / https://vk.com/oltas
    ПО ЭТОМУ ЖЕ АДРЕСУ СПОНСОРЫ МОГУТ ПРЕДЛАГАТЬ СВОИ ПРИЗЫ.
    • 0
  5. otis93 added a post in a topic Ложа в Калининграде   

    19 февраля состоялись 4-е работы Треугольника «Феникс и Ахерон» № 5 на Востоке г. Калининграда/Кёнигсберга. Работы проходили в градусе Ученика. Во время работ утверждён протокол прошлого собрания, проведено посвящение в градус Египетского Ученика, обсуждались ближайшие планы и вопросы организационного характера. Встреча завершилась братской агапой.
    • 1
  6. otis93 added a post in a topic Ложа в Калининграде   

    Нашёл интересную статейку. Местами довольно тенденциозно, а где-то сомнительно, но в целом богатая фактология из истории восточнопрусского масонства.
    КЁНИГСБЕРГ И МАСОНЫ.
    Здесь русские офицеры пили кровь - и становились “вольными каменщиками”
     Наша сегодняшняя “прогулка” - по Кёнигсбергу масонскому. Нет, не пугайтесь: мы не будем красться по городу “тайными тропами”, пристально разглядывая фасады домов довоенной постройки (а ну как мелькнёт где-нибудь выбитый циркуль или треугольники сплетутся в экстазе). Поиск “сокровенных знаков” - занятие неблагодарное. И где-то даже шизофреническое. Слишком далеко можно зайти. Ибо масонов сегодня винят во всём: в развале Советского Союза, в мировом финансовом кризисе, в аномально жаркой (холодной) погоде... При этом мало кто из обличающих “масонские козни” знает наверняка, что собой представляют эти самые “вольные каменщики”.
    Кольцо на пальце

    Между тем, история масонства Восточной Пруссии и России, в сущности, общая. И роль Кёниг­сберга в ней - ключевая.
    По легенде, отправляясь в 1697 году в Великое Посольство (его, как мы знаем, с великой пышностью принимали в Кёнигсберге), молодой Пётр I заказал себе кольцо с надписью “Я ученик и ищу учителей”. А вот вернулся он - опять же по легенде - с ДРУГИМ кольцом на пальце. Якобы в 1699 году он вместе с Францем Лефортом, своим другом и советником, вступил в масонскую ложу. И на пальце у него будто бы отныне красовался ОСОБЫЙ перстень, с мечом и короной (меч - символ воительства, корона - знак мудрости, высшего просветления).
    Однако никаких документов, подтверждающих факт принадлежности русского царя к англий­ской масонской ложе, не найдено. Да и “английский след”, в сущности, никуда не ведёт: в 1731 году “великим мастером для всей России” и впрямь был назначен английский капитан Джон Филипс, но... в ложе его состояли исключительно иностранцы. Русская знать повалит в масоны чуть позже. И особенно отчётливым здесь будет... кто бы сомневался!.. “кёнигсберг­ский след”. Правда, имеющий весьма извилистую траекторию.
    Тайные братья
    Масонские ложи появились в Англии ещё в XIV веке и объединяли действительно каменщиков. Выполняя функции своеобразного средневекового профсоюза.
    Интересно, что в Англии в это время существовали жёсткие законы об оседлости для представителей всех непривилегированных сословий (в смысле, где родился - там и живи, и работай, и выплачивай подати своему господину и своему королю). Но за строителями официально признавалось право на свободу перемещения. Каменщики переезжали из города в город, чтобы возводить замки, дворцы для знатных особ, церкви, соборы...
    Дабы отличать “своих” от “чужих” (то бишь, НАСТОЯЩИХ строителей, членов цехового братства, от “примазавшихся”), придумывались тайные знаки, пароли, устанавливались особые ритуалы.
    Наверное, на первых порах всё это было игрой... эдаким развлечением, с помощью коего каменщики пытались вознаградить себя за тяготы кочевого бытия. Но со временем ситуация изменилась. В ложи начали вступать не только - и не столько - строители.
    Европейские аристократы потянулись в масоны по разным причинам. Кого-то привлекала таинственность, кого-то - традиционные пирушки в развесёлой мужской компании. Знатные особы стремились возглавить масонские ложи и использовать их в своих интересах. Дворянам менее титулованным льстила мысль о том, что они - “братья” богатых и важных... Люди творче­ских профессий и учёные-историки могли рассчитывать на финансовую поддержку со стороны состоятельных “братьев”.
    С уклоном в гомосексуализм

    А затем в Европе наступил век Просвещения - и древняя корпоративная этика строителей стала благодатной почвой для развития идей справедливости, равенства и передела общества на новой, более разумной основе. Эти идеи уже было и впрямь небезопасно провозглашать открыто. В Европе начались гонения на масонов: папа римский Климент XII повелел отлучать от церкви всех католиков, прошедших обряд посвящения в братство.
    В Англии масонов обвинили в союзе с Антихристом и в том, что их закрытые собрания на самом деле являются разнузданными оргиями. С уклоном в гомосексуализм... В Голландии на “уличённых” масонов накладывали гигантские штрафы, в Швеции и Швейцарии - их даже пытали с целью выведать имена других “братьев”.
    Две страны не принимали участия в этой свистопляске: Восточная Пруссия - и Россия. И это не случайно.
    В начале XVIII века в Восточную Пруссию, сильно обезлюдевшую в результате эпидемий чумы, Фридрих Вильгельм активно зазывает “беженцев по религиозным мотивам”. Десятки тысяч французских гугенотов, голландских меннонитов, зальц­бургских и швейцарских лютеран привносят с собой опыт и знания искусных ремесленников и торговцев, элементы своей культуры... а многие - и философию и “тайнопись” масонства.
    “У трёх якорей”
    Восточная Пруссия оторвана от метрополии, она соседствует с Польшей и Литвой, и находится в весьма знакомом нам, сегодняшним, положении “государства вне государства”. Чуть позже кёнигсбергский философ Гаман скажет об этом так: “У меня нет ни малейшего желания быть немцем... я сын Восточной Пруссии”. И ему даже не понадобится “расшифровывать свою мысль.
    Идея стать членом Всемирного Тайного Братства, поставившего перед собой цель вести человечество к достижению Рая на Земле - что может быть привлекательней? Для тех, кто Волей Божьей (точней, в силу геополитических особенностей своего региона, как сказали бы сегодня) и сам себя ощущает Гражданином Мира, не закованным в границы одной страны или одной национальности...
    Первая ложа в Кёнигсберге - “У трёх якорей” - была, вполне в духе нашего города, основана ФРАНЦУЗСКИМ офицером, состоявшим на ПОЛЬСКОЙ службе. Но продержалась она недолго - лет пять. Вроде бы ей не хватило блеска.

    “Золотой век” масонства в Кёнигсберге - это период русской оккупации Восточной Пруссии во время Семилетней войны (1756-1763). В 1758 году здесь была образована шотландская “Андреас-ложа”. (Кстати, по ещё одной легенде, Пётр I был членом именно шотландского братства, и даже орден св. Андрея Первозванного будто бы учредил во исполнение обета, данного масонам-шотландцам.) В 1760 году при содействии русских офицеров её реорганизовали в дочернюю ложу берлинской “Великой королевской материнской ложи трёх земных сфер” под названием ложа “Трёх корон”.
    И хотя никто не делал особой тайны из существования этой ложи в Кёнигсберге, все ритуалы вступления исполнялись неукоснительно.
    Принят в ложу “Трёх корон”
    Интересно, что обряд приёма в члены масонской ложи нигде в мировой литературе не описан так подробно и точно, как... в романе Л.Н. Толстого “Война и мир”. Вообще-то масонские тайны под страхом смертного наказания запрещалось раскрывать посторонним и, тем паче, записывать: допускалась лишь устная передача сведений тому, кто предварительно поклялся хранить молчание. Но Лев Николаевич Толстой был лично знаком с масонами. По некоторым данным, в романе “Война и мир” он фактически процитировал воспоминания одного из тех русских офицеров, кто стал масоном именно в Кёнигсберге!

    Молодой офицер по фамилии Бестужев был принят в ложу “Трёх корон” в 1760 году. Впоследствии, вернувшись в Россию, он отойдёт от “братства”, а через много лет, уже находясь на краю могилы, напишет мемуары, завещанные старшему внуку. Этот внук и станет затем хорошим знакомым Л.Н. Толстого.
    Итак, Бестужев (кстати, среди его потомков были известные декабристы) вспоминал: ему предложил вступить в братство “вольных каменщиков” старший офицер. Он же, этот офицер, привёз его “в ворота большого дома, где было помещение ложи”. Судя по всему, этот дом принадлежал знатному и влиятельному семейству фон Кайзерлинг и находился на берегу нынешнего Нижнего пруда (здание это не сохранилось).
    Презрение к смерти
    Бестужев и его “проводник” поднялись по чёрной лестнице. Их встретил человек в каком-то странном одеянии. Бестужеву завязали глаза чёрным шёлковым платком. Ему объяснили, что ложа - это место, где братья-масоны собираются для совместной работы над “диким камнем своей души”. “Дикий камень” - это грубая нравственность, хаос. Его необходимо преобразовать в куб - идеальную “обработанную нравственность”. Чертёжная доска - символ планомерной работы по этому преобразованию. Молоток, отсекающий всё ненужное - символ совести. Циркуль, раскрытый на 60о - главный символ высшего разума и довольства своим местом (своей ДОЛЕЙ) в мире. Лопаточка (мастерок) - инструмент для сглаживания неровностей кладки - знак Мастера (строгость к себе и снисходительность к чужим слабостям и ошибкам)... ветвь акации - бессмертие, гроб, череп и кости - презрение к смерти и т.д., и т.п.
    Бестужев провёл с завязанными глазами минут десять. После чего раздался стук в дверь и чей-то глухой голос велел ему снять повязку. Он увидел пол, разрисованный чёрно-белыми клетками (они символизировали чередование груст­ных и радостных дней в жизни человека). На чёрном столе горела лампада, вставленная в человеческий череп. Рядом со столом стоял большой гроб, наполненный костями. На столе, в круге света от горящей лампады, лежала раскрытая Библия, на ней - золотой циркуль и золотой угольник...
    Когда Бестужев огляделся, дверь открылась и появился ритор - человек в кожаном фартуке. Ритор объяснил неофиту сокровенный смысл всего увиденного. Затем Бестужева, опять завязав ему глаза - долго водили по разным комнатам.
    Фрак, жилет и левый сапог

    В одной из комнат он снял фрак, жилет и левый сапог и засучил штанину на левой ноге выше колена. В другой комнате ему велели встать обнажённым коленом на ковёр, правую руку возложить на открытое Евангелие, а к груди его поднесли открытый циркуль (здесь он поклялся под страхом смерти хранить молчание). Затем его провели по коридору, громко стуча молотками и звеня шпагами. Завели в залу, где сняли повязку с глаз - и он увидел вспыхнувшие ракеты-фальшфейеры. И снова он должен был опуститься на колено, и снова к груди его приставили открытый циркуль, и снова он клялся, после чего стоящий перед ним мастер, в голубой шляпе, украшенной белым пером, в голубом фартуке с тремя нашитыми золотыми розетками, с золотой лопаткой на голубой шёлковой ленточке, продетой в петлицу камзола... - так вот, Мастер трижды ударил круглым молотом белой кости по головке циркуля и произнёс венчающую всю церемонию фразу:
    “Во имя Великого Строителя мира, в силу данной мне власти и достоинства моего; по согласию всех присутствующих здесь и по всему земному шару рассеянных братий, принимаю я вас в свободные каменщики-ученики”.
    После чего Бестужеву поднесли чашу, наполненную кровью. Человеческой! Он узнал характерный солоноватый привкус. (А позже, когда в ложу принимали его друзей, сам “сдавал” кровь в ритуальных целях: приходил цирюльник, тоже из “братьев”, отворял кровь собравшимся, перемешивал её в глубокой золотой чаше; часть выливалась в жертвенник, часть - глоталась участниками церемонии.)
    Белые рукавицы
    Он выпил кровь - и вместе со всеми запел торжественный гимн “вольных каменщиков”.

    А затем его начали просвещать. Так, он должен был научиться распознавать масонские символы. Например, “читать” масонские ковры и отличать истинные от ложных. Ему вручили простой белый кожаный фартук (знак “новопосвящённого”, т.е. ученика), серебряную неполированную лопаточку, белые муж­ские рукавицы, белые женские рукавицы (их предстояло отдать избраннице сердца, убедившись в её непорочности).
    ...Бестужев так и не достиг второй степени посвящённости - не стал подмастерьем. Не говоря уже о звании Мастера. Но, вернувшись в Россию, он вскоре убедился в эффективности “братства вольных каменщиков”: его новый командир полка, австриец, был сущим зверем по отношению к младшим офицерам. И никакие титулы его не останавливали. Напротив, князя он мог “вздрючить” на утреннем смотре гораздо охотнее и злее, чем какого-нибудь мелкопоместного дворянчика. Но... на пальце у него Бестужев углядел перстень с масонскими знаками... и, превозмогая страх, обозначил свою причастность к братству. После чего австриец стал относиться к нему как к родному - и это позволило Бестужеву, офицеру, мягко говоря, не блестящему, выйти в отставку достойно...
    Кстати, в Кёнигсберг он ездил ещё трижды (но о цели этих поездок в мемуарах не распространялся).
    Аристократ и профессор

    Первым мастером кёнигсберг­ской ложи “Трёх корон” был референт придворного суда Кристоф Генрих фон Шредерс. В ложу входили также известные в городе купцы, высшие чиновники, профессора, советник Шеффнер, издатели Гартунг, Гарткноп, Кантер; местные аристократы фон Кальнайн, фон Дёнхоф, фон Кейзерлинг, фон Шретер, фон Ауэрсвальд.
    Наиболее интересны из этих персон - фон Шеффнер и фон Ауэрсвальд.
    Иоганн Георг Шеффнер принимал участие в Семилетней войне, был ранен. На почве ранения (ему казалось, что он умирает) увлёкся идеями масонства. Считал себя талантливым литератором, хотя лучше всего ему удавались стихи... мягко говоря, непристойные. Его “Естественности чувственной любви” заставляли краснеть даже бравых гусаров.
    При этом Шеффнер увлекался и педагогикой. Он считал себя последователем Песталоцци, активно переписывался со многими деятелями культуры своего времени. Особенно - с теми, кто также состоял в братстве “вольных каменщиков”.

    “Рыцарь Смерть”
    Фон Ауэрсвальд был любопытен тем, что под влиянием знакомства с русскими офицерами “русифицировался” настолько, что начал... переводить на немецкий язык сатиры Кантемира и трагедии Сумарокова. Правда, не с русского языка, а с французского, что, очевидно, придавало сим произведениям особую пикантность (и лишало последнего смысла). 
    Но, конечно, особого внимания заслуживают такие братья-масоны, как Иоганн Готфрид Гердер (философ, писатель, ученик раннего Канта и учитель Гёте) и Теодор Готлиб Гиппель - бургомистр Кёнигсберга, влюблённый в Россию, одна из самых загадочных и оригинальных фигур в истории Восточной Пруссии. “Рыцарь Парадокс” - так его называли. А иногда именовали “Рыцарь Смерть”, ибо он был первым, кто показал в немецком романе красоту и притягательность смерти так сильно, что юные читатели его стрелялись, вешались и травились десятками...
    Ученик Канта и бургомистр

    Как уже было сказано, среди самых видных кёнигсбергских масонов были Иоганн Готфрид Гердер, философ, писатель, вошедший в историю как талантливейший ученик раннего Канта - и учитель Гёте, и Теодор Готлиб Гиппель, бургомистр Кёнигсберга, большой чудак и оригинал.
    Гердер, родившийся в семье сельского лютеранского священника, отличался редкими способностями к учению с самого детства. Но шансов получить хорошее образование у него практически не имелось: папенька был беден как церковная мышь. Однако во время Семилетней войны (1756-1763) в городке Морунген, где жил Гердер (теперь это город Моронг - между Эльблонгом и Ольштыном), квартировал русский полк. Полковой врач (состоявший, кстати, в ложе “Трёх корон”) заметил талантливейшего подростка и оплатил ему поездку в Кёнигсберг, где другой русский офицер помог Гердеру поступить на богословский факультет в Альбертину и устроиться надзирателем в школу (“для поддержки штанов”).
    Гердер с упоением слушал лекции Канта - а тот, не склонный вообще-то разбрасываться комплиментами, назвал своего студента “бушующим гением”.
    Очарован Екатериной
    В конце 70-х годов XVIII века Гердер вступил в масонскую ложу. В кругу масонов он познакомился со славянской литературой, историей России и буквально влюбился в личность Петра I. Был он очарован и Екатериной II, и даже мечтал написать и посвятить ей фундаментальный труд “Об истинной культуре народа, и в особенности России”.

    Гердер много путешествовал. Во время одного из “странствий” (так он, несколько преувеличивая, называл свои заграничные вояжи) он познакомился с Гёте. И многому его научил. Кстати, литературное направление “Буря и натиск”, основоположниками коего явились Гердер и Гёте, не случайно называлось именно так. По некоторым сведениям, слово “буря” сам Гердер частенько произносил по-русски. Очень уж полюбил он всё связанное с Россией! Страной, которую он никогда не видел - но которую считал такой “не мещанской”, свободной... Именно под его, Гердера, влиянием, Гёте стал гордостью европейской литературы. Масоном он, кстати, тоже являлся. В общем, и здесь - “кёнигсбергский след”.
    Похожа на экстаз
    Что касается Гиппеля - здесь история ещё любопытней. Гиппель родился в бедной семье священника в Гердауэне (ныне пос. Железнодорожный). В 16 лет поступил в Альбертину и учился в то время, когда в городе всем заправляли “оккупационные” россий­ские власти.

    Россией он был очарован. В 1761 году его друг, немец, состоявший на русской службе, Генрих фон Кайзер (масон!) пригласил Гиппеля с собой в Петербург. Сам Генрих фон Кайзер должен был доставить в столицу Российской империи ценную коллекцию янтаря. Гиппель отправился с ним. Позже он назовёт время пребывания в Петербурге “приятнейшей эпохой” своей жизни, похожей больше “на экстаз, нежели на земную реальность”. Однако остаться служить в России он отказался: не смог. “Прусский характер и лютеранское воспитание”, по его собственным словам, делали Гиппеля “инородным телом в этой непостижимой стране”. Но! Вернувшись в Кёнигсберг, он круто меняет свою судьбу: отказывается от карьеры священника, поступает на юридический факультет Альбертины и становится членом масонской ложи.
    Любовь к проститутке

    Потом будет много всего: братья “вольные каменщики” помогут Гиппелю по окончании университета получить место в город­ском суде - и вскоре он добьётся известности как “блестящий, неподражаемый адвокат”. Гиппель начнёт заниматься литературой. В 70-х годах он переживёт трагическую любовь к проститутке: исполненный самых благородных чувств, Гиппель попытается “спасти падшую женщину”. Ради неё он будет готов отречься от родных, друзей, от положения в обществе. Видя это, бедная женщина покончит жизнь самоубийством - чтобы “не губить” человека, которого искренне полюбила.
    Гиппель так никогда и не женится.
    Он будет дружить с Кантом и философом Гаманом, воспитывать племянника (который, в свой черёд, окажется другом юности Эрнста Теодора Амадея Гофмана), соберёт великолепную коллекцию живописных полотен (спустя 40 лет после его смерти эта коллекция станет основой городского музея). Гиппеля назначат на должность бургомистра Кёнигсберга, и он проявит себя как образцовый администратор, удостоенный звания “президент города”, в порядке исключения, ещё при жизни...
    Десятки тысяч самоубийств
    Под псевдонимом Гиппель издаст публицистическую книгу “О браке”... А главное, сумеет настолько поэтизировать смерть, что опередит самого Гёте в печальной статистике покончивших с собой читателей и поклонников.

    Известно, что после выхода книги Гёте “Страдания юного Вертера” этих самых “Вертеров”, убивающих себя ядом или стреляющих в висок из папиной пистоли, насчитывалась в Европе не одна тысяча. Под влиянием романа Гиппеля “Жизненные пути по восходящей линии” самоубийств совершились ДЕСЯТКИ ТЫСЯЧ.
    В 90-х годах Гиппель разочаровался в “немецком масонстве” - и даже “выстебал” (как сказали бы сегодня) его пороки в толстенном романе “Зигзаги в жизни рыцаря от “а” до “я””, но ложу “Трёх корон” продолжал посещать до самой смерти. И вроде бы даже привёл в неё юного поэта Захариуса Вернера, который станет впоследствии известным драматургом-романтиком.
    Умер Гиппель в 1796 году. И - вполне в духе масонов - завещал часть своих средств для создания специального стипендиального фонда в помощь одарённым кёнигсберг­ским детям из бедных семей. Кому он перед смертью отдал свой масонский перстень, так и осталось тайной...
    Ну а Гофман - друг племянника Гиппеля - как известно, вывел “дядюшку” в сказке “Щелкунчик” в образе крёстного Дроссельмейера. Который - надо же! - очень ловко управляется с МОЛОТКОМ и прочими строительными инструментами, делая свои фантастические подарки детям.
    Звезда Калиостро
    По некоторым сведениям, в Кёниг­сберге, в гостях у масонов побывал... граф Калиостро. “Великий чародей и магистр тайных сил”, чьё подлинное имя - Джузеппе Бальзамо, он оказался высланным из России за мошенничество. В Петербурге он устраивал сеансы “магического прозрения”. На столе между двумя факелами стояла стеклянная бутыль. Калиостро произносил особые заклинания, призывая “семь чистых духов”, после чего к столу подводили невинную девушку (“голубку”), которая пристально вглядывалась в стекло и “прозревала” будущее.

    Калиостро успешно практиковал эти сеансы во многих европейских городах - и лишь в России с треском провалился. Очевидно, его подвело обычное для нашей действительности отсутствие НОРМАЛЬНЫХ (то бишь легко предсказуемых) причинно-следственных связей.
    Еле-еле унёс он ноги из Санкт-Петербурга... а в Кёнигсберге попытался привлечь местных масонов в учреждённую им “Египет­скую ложу”. Но - безуспешно. Звезда Калиостро уже клонилась к закату - и в столице Восточной Пруссии в нём увидели лишь безобразно толстого пожилого итальяшку. Пришлось ему ехать в Париж несолоно хлебавши.
    Фаворит императрицы
    Кстати, именно конфуз Калиостро в России изменил отношение к масонам императрицы Екатерины II. Поначалу-то она не усматривала в масонстве абсолютно никакой крамолы.

    Да и многие русские вельможи не скрывали своей принадлежности к братству “вольных каменщиков”. Так, в ложу “Трёх корон” вступил подполковник А.В. Суворов, навещавший своего отца-губернатора.
    То же сделал, находясь на излечении в Кёнигсберге, Григорий Орлов, будущий екатерининский фаворит. Трудно сказать, что привлекало его больше: идеи масонов или таинственность ритуалов... По крайней мере, обтесать “дикий камень своей души” до идеального “кубического” состояния он сумел едва ли. Но Екатерине, своей звезде и судьбе, Григорий оставался предан до конца жизни, несмотря на то, что в постели императрицы его сменили другие фавориты.
    Кстати, судьба Орлова могла бы стать сюжетом для романа... в том числе и мистического. После скандала с графом Калиостро Екатерина II ополчилась против масонов. Она лично написала памфлет “Тайна противонелепого общества” - и подчеркнула, что особо подозрительны ей те “вольные каменщики”, кто “обзавёлся молотком и лопаткой в неметчине”.
    Орлов вполне подпадал под данное определение. И он поспешил от масонства откреститься. Но это его не спасло. Екатерина уже отметила своим особым вниманием Потёмкина.
    Потерял рассудок
    Орлов вышел в отставку. К тому времени он уже был влюблён в свою кузину, фрейлину императрицы Е. Зиновьеву. Та отвечала ему взаимностью. Но церковь не позволяла браки в такой степени родства, - точнее, требовалось особое разрешение Синода.
    Масону Орлову православный Синод снисхождения оказывать не собирался. Орлов увёз Зиновьеву, чтобы венчаться с нею тайно, за границей. Их поймали, разлучили. Обоим грозило насильственное пострижение в монастырь.
    За своего “предшественника” заступился Потёмкин. Екатерина колебалась... Наконец было принято решение: позволить Орлову и Зиновьевой обвенчаться, признать их брак законным, но от двора обоих удалить.

    Орловы отправились за границу. Люди высшего круга в Москве и Петербурге от них отвернулись. По некоторым сведениям, Орлов с молодой супругой вновь побывал в Кёнигсберге - но здешние масоны были ему неизвестны. Да и не мог он, изменивший братству, общаться с “вольными каменщиками”.
    Супруга Орлова вскоре умерла от стремительно развившейся чахотки. От горя он потерял рассудок. Братья привезли несчастного в Москву и поселили во дворце в Нескучном саду, где в краткие периоды просветления он воображал себя молодым офицером, как если бы Семилетняя война ещё не закончилась.
    Умер он через два года.
    Ушли в подполье

    Ну а в 80-х годах XVIII века “золотые дни” и российского, и восточно-прусского масонства оказались сочтены. После пугачёвского восстания Екатерина II люто возненавидела идеи свободы, равенства и братства. Революция во Франции - а особенно голова французского монарха, скатившаяся с гильотины, - окончательно убедила Екатерину в том, что все тайные общества представляют собой страшную опасность для императорской власти.
    В Германии масонов - по тем же причинам - начинают активно преследовать. Их обвиняют в ужасных преступлениях: в стремлении низвергать троны, бесчестить церковные алтари, в отравлениях и убийствах. Обвинения бездоказательны - но кошмарны.
    Масоны уходят в подполье. Ситуация изменится лишь в начале XIX века. В России Александр I полностью легализует деятельность масонских лож, то же сделает (под влиянием королевы Луизы) король Пруссии Фридрих Вильгельм. Но... дальнейшие пути российских и восточно-прусских масонов разойдутся.
    Декабристы и Пушкин
    В России легализованные ложи превратятся в “любительские театры” (с сохранением ритуалов, но без глубины их внутреннего содержания). Настоящие масоны, не изменившие своим убеждениям (а также их дети и внуки), уйдут в оппозицию. В том числе - в декабристские тайные общества (даже вопреки масонским идеям НЕНАСИЛЬСТВЕННОГО переустройства страны).

    А в Восточной Пруссии масонство постепенно сойдёт на нет. Те аристократы (а впоследствии - и интеллигенты), которые останутся верны духу “вольных каменщиков”, постараются не говорить об этом во всеуслышанье.
    Но дух-то останется! Так что не стоит разглядывать фасады домов и “расшифровывать” орнамент на фарфоровой чашке, доставшейся вам “в наследство” от прежнего города. Орнаменты с масонскими “знаками” - всего лишь средневековая игра. Главное - осуществляется на уровне ментальном. Как там, у Пушкина? “Здесь русский дух/ Здесь Русью пахнет...” - весьма пророческая получилась строчка. Пушкин, кстати, тоже был масоном. Ну а наши “прогулки” - продолжаются.
    Д. Якшина
    • 2
  7. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    А вне конкретных "сюжетов и обстоятельств" это всего лишь ярлыки, которые можно наполнить практически любым содержанием. Будет ли справедливо ударить ребёнка с той же силой, с которой он ударил тебя? Будет ли щедростью подать бомжу тысячной купюрой? Можно ли предать родину или изменить жене из верности своим идеалам? Что храбрее - броситься на пулемёты или, рискуя репутацией и жизнью, уехать с семьёй в тыл? У каждого будут свои ответы именно в конкретной ситуации.
    • 1
  8. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Ну да, ну да. Так и не понял. "Человек без знаний и опыта людей его окружающих ни что иное как смышленый дикий зверь", безусловно, звучит гораздо лучше, чем "опускание людей до уровня скота, который сортируют по масти", а позиция ""учителя" не просто влияют на него, они его создают" совсем не помогает "прикрывать лень и безграмотность". Простите, был глуп, не осознал.
    • 0
  9. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Ага. И все вкладывают в них что-то своё. Скажем, один и тот же литературный сюжет любви мужчины и женщины из враждующих государств можно подать и как историю верности друг другу, и как историю предательства родной страны. А аборты и эвтаназию одни считают милосердием, другие - жестокостью. Примеров можно привести гораздо больше.
    • 0
  10. otis93 added a post in a topic Человек Года по версии журнала "Апокриф"   

    Не, ставок нет  
    • 0
  11. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Кто ж спорит. Но это уже не "самопожертвование", а "исследовательский инстинкт", который иногда вступает в противоречие с инстинктом самосохранения. И, конечно, я говорил даже не о том, что самопожертвование "вредно" по своей сути, а о том, что оно обеспечивает выживание совсем не тех особей, которые им обладают. А главное - о том, что все мы любим "справедливость", "милосердие", "верность" и пр., но вот вкладываем в эти слова совершенно разное - от эпохи к эпохе, от места к месту, от ситуации к ситуации и от человека к человеку.
    • 0
  12. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Вот видите, не мне одному свойственно делить на талантливых и "основную массу населения" и воспринимать людей как глину для гончара. Если глины больше, чем гончаров - гончарам волей-неволей приходится вводить градации, чтобы не проявлять расточительства в отношении собственного времени.
    • 0
  13. otis93 added a topic in "Курилка"   

    Человек Года по версии журнала "Апокриф"
    С начала 2019 года мы вели ежедневные опросы вконтакте, и теперь долгожданный финал: https://vk.com/wall-179296948_1270
    Джон Ди, Никола Тесла, Алистер Кроули, Дмитрий Менделеев. В представлении не нуждаются. Кому не лень - голосуем.
     




     
    • 3 replies
    • 65 views
  14. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Где я говорил, что программист лучше охотника? Я говорю о том, что генетически у всех нас разный потенциал. Один более подходит для одного, другой для другого. И счастлив будет именно тот, кто оказался в среде, способствующей наиболее полному раскрытию того, что ему дано от природы, и при этом сумевший это раскрыть.
    Вот уже даже навскидку: храбрость может являться эволюционно невыгодным качеством, отсеивающим обладающих им людей из популяции; то же касается и самопожертвования (если считать его положительным качеством, оно вообще антиэволюционно, потому что обеспечивает выживание именно тех, кто им не обладает); справедливость НУ ООООЧЕНЬ по-разному трактуется разными людьми (как и милосердие: для кого-то милосердие - эвтаназия, для кого-то - максимально долгое поддержание жизни; как и верность: для кого-то она, прежде всего, верность человеку, для кого-то - верность идее, и эти две верности могут конфликтовать друг с другом). То же можно сказать и о большинстве других ценностей: все они могут рассматриваться только ситуативно, в контексте конкретного хронотопа, конкретных личностей, конкретных событий, но никак не "вообще".
    Действительно она очень тонка. Поэтому спор "гены или воспитание" никогда не будет закрыт.
    • 0
  15. otis93 added a post in a topic Ориентиры   

    Как кто-то справедливо заметил, противоречия обычно возникают в голове читающего, а не говорящего. "Учителя" - это совсем не обязательно гуру/наставники/сэнсеи (у меня, например, за всю жизнь никого не было, кого бы я таковым мог на полных основаниях назвать), а чаще - родители, старшие товарищи и много кто ещё (далеко не все из которых сами хотят тебя чему-то "учить", просто являются примерами). И, соответственно, ответственность ВСЕГДА распределена между этими учителями и самой формирующейся личностью, а в какой степени она на ком - зависит от кучи разных обстоятельств (не последним, но и не единственным из которых являются и гены). Поэтому когда мы говорим, кто "ответственен", всегда надо понимать, от чьего лица мы это говорим. Я как личность - уверен, что ответственность на формировании меня таким, какой я есть, лежит на мне (и, соответственно, что и отмазки всякой другой личности в духе "плохого здоровья", "тяжёлого детства", "чугунных игрушек" и пр. не канают - для примеров всегда привожу Хокинга и Вуйчича). Я как учитель (когда, для кого и в какой степени я выступаю в роли такового - например, для своей дочки) - хотя и уверен в том же самом относительно ученика, всё же беру на себя ответственность за то, чтобы определить, "морковка" передо мной или "яблоня", и постараться подобрать адекватные именно этому человеку условия. Но при этом (см. прошлую фразу) знаю, что, как бы я ни старался, если человек не захочет воспринять то, что я даю - то хоть убейся, в него ничего не вольёшь.
    А что касается "подходящести" - так я ж не говорю про "идеальность", её действительно вряд ли можно найти. Но очевидно, что человек с задатками компьютерного гения с большей вероятностью вырастет компьютерным гением в цивилизованной стране и семье не ниже среднего класса, чем среди бушменов, не так ли?
    Довольно общие фразы. Ценности меняются от эпохи к эпохе, от культуры к культуре и от социального класса к социальному классу. Как по мне, ориентироваться надо не на то, "все" ли слои населения ценят эти черты в людях, а на то, хочешь ли лично ты, чтобы тебя окружали люди с этой черной. Субъективнее, но честнее (и скромнее, мы не берём на себя смелость говорить "от лица всего человечества"). Хочу ли лично я, чтобы вокруг меня, например, были агрессивные, глупые, безответственные, лживые? Нет. Потому что лично мне это причинит больше неприятностей, чем пользы.
    • 0