Зодческие работы

ДИКТАТУРА И ПРОГРЕСС

Диктатура и прогресс

Н.Б. Ж.

Во Славу Великого Строителя Вселенной

Досточимый Мастер и вы все мои братья в своих градусах и чинах

ДИКТАТУРА И ПРОГРЕСС

  1. Вступление

Эта зодческая работа была сперва подготовлена для ложи Астрея и прочитана в апреле этого года. Она входила в цикл работ на тему «Просвещенный масон – активный участник мировой эволюции», который был разбит на три направления исследования:

— Вклад Д.П.Ш.У.,

— Подготовка посвященного с точки зрения русских основателей ложи Астрея,

— Наши действия в мире.

В этом последнем направлении была задумана логическая последовательность зодческих работ:

— сила примера,

какое равенство,

— личные ценности, честь, социальная иерархия,

— власть и этика,

— правда и фанатизм,

— диктатура и прогресс.

Так что моя работа была задумана как заключительная всего цикла. Поэтому здесь я вам ее представлю отдельно, вне контекста нормальных работ ложи.

Сама постановка вопроса мне показалась порочной, потому что было бы не честно подойти только с философской стороны к этой теме, исключив политический, хотя существуют и понятие «моральной диктатуры» и «морального прогресса». Но мы постараемся остаться в области «организации града» (в греческом понятии), общества, нашего общества, роли вольного каменщика в мире, его работы за пределом храма. Так что вопрос сугубо политический в прямом и хорошеем смысле этого слова.

Я решил подойти к теме работы с двух сторон: с одной, которую я назову русской и другой западной. Эти два подхода соответствуют и истории первых русских зарубежных лож, когда собирались русские и французские братья, каждый со своим прошлом, своей историей, с разными культурными наследиями, но с той же чуткостью и взаимопониманием.

Начнем с этимологии этих двух слов. Она одинакова в двух культурах и языках!

  1. Диктатура:

 С латыни dictatura (тот, кто говорит, имеет слово[1]), во времена римской республики обозначало «исключительную магистратуру, легальную и временную, передающая полномочия власти одному единственному человеку в случае чрезвычайной угрозы». Антоним диктатуре — демократия.

Диктатура существует под разным видом:

— Юридическая диктатура (как, например Республика Веймара (1918-1945), которая после голосования [2] (69% за) устанавливает согласованную диктатуру НСДАП.

— Легитимная диктатура (избранный правитель или парламент вводит форму диктатуры)

— военная диктатура (в южной Америке, США в свое время устанавливает военные диктатуры, чтобы закрыть путь коммунистам Кубы, Парагвай, Никарагуа, Гаити…)

Но и, как считают русские историки существуют еще и другие формы диктатуры:

— скрытые диктатуры : как например закон «Patriotic act» в США, который дает администрации бесконтрольные и никем не ограниченные репрессивные права под предлогом борьбы против терроризма[3].

— диктатура пролетариата : официально осужденная и отменена конституционным судом Российской Федерации только 30 ноября 1992 года.

В России даже подчеркивают разные преимущества диктатуры:

— Диктатура гарантирует единство, значит прочность власти

— Диктатор (если он единоличный) надпартийный, тем самым беспристрастный

— диктатура позволяет реализацию больших и долгосрочных проектов, независимо от предстоящих выборов

Но и недостатки:

— Диктатор юридически не отвечает за свои поступки, что может его толкнут на действия противоречивающие интересам страны

— при диктатуры отсутствует легальная возможность смены формы режима

— Диктатор неуверен в прочности своей власти, и как правило прибегает к репрессивным мерам

— смерть диктатора может вызвать социальные беспорядки

— Идейный плюрализм и инакомыслие не дозволены при диктатуры

Но, и понятие «диктатура» может по-разному трактоваться:

На Западе, понятие диктатуры в основном связано с фашистскими режимами прошлого или современными военными и религиозными режимами, но носит всегда бесспорную и чисто отрицательную оценку. В России подход более нюансированный и часто слышны критические оценки западной гегемонии, которая иногда принимает формы скрытой диктатуры, в частности когда пытается, парой даже силой, установить свое видение типично западной демократии. Даже русская оппозиция сегодняшнему режиму согласна, что России нужна сильная власть и/или адаптированная, а не скопированная демократия.

  1. Прогресс

С латыни progressus движение в вперед, переход на следующий уровень. Антоним: регресс

Разные формы прогресса:

— социальный прогресс

— моральный прогресс

— технический, научный прогресс

Понятие «прогресс» встречается уже у философов II века до нашей эры, но только в XVII веке встречается теория о «человеческом умении на прогресс (как описано у Френсиса Бэкона в своем труде «Новая Атлантида[4]. Человек считает, что он способен изменить окружающий его мир, природу, что он может владеть природой, изменять ее на свой вкус[5]. С самого начала многие критики разоблачили эту философию оптимизма линеарного развития, универсального и неизбежного прогресса, а еще к тому-же неограниченного! XVIII век, век просвещения, наконец заинтересуется моральным аспектом прогресса, а XIX век социальным аспектом. Погибшие от научного прогресса (на войне) и от социальных катастроф (революции) заставят формулировать иные подходы к положительной оценке прогресса. Решающий поворот произойдет во время первой мировой войны (траншеи, газы) и позже во время второй мировой войны (Хиросима). Запад с ужасом опознает двойственный характер прогресса, что прогресс может быть пагубным, зловещным! А в XXI веке заметит, что природные ресурсы ограничены, а некоторые из них как нефть изменили до состава нашей атмосферы! Прогресс может быть только положительным? Вряд-ли! И, только если он дает счастье сегодня, но не за счет будущего или за счет других. Экспоненциальный рост населения, которого нечем кормить – это прогресс?

Понятие прогресса, которое казалось очевидным и даже естественным в конце XIX века на самом деле является понятием исторически освоенным, но по-разному воспринято, в зависимости от эпохи, места и цивилизации. Русский человек всегда по-своему трактовал понятие прогресса: социальный прогресс характеризуется как переход от дикого общественного строя к цивилизованному на основе прогресса в области науки, политики, права, этики и духовности.

Но ведет ли прогресс общество в направление лучшего более счастливого мироощущения? Можно ли заставить народ быть счастливым?

Уже древний Сенек[6] рассматривал технический прогресс (не прогресс в области познания) как опасное явление для духовной жизни, так как им движет желание роскоши и удовольствия.

В наше время научный прогресс уже давно достиг своего придела и его приравнивают с достижениями в области инноваций. После 1873[7] года, количество изобретений на душу населения начало падать, чтобы спуститься до уровня первобытного человека!

  1. Д.П.Ш.У. и прогресс

 Вернемся к эпохе Возрождения в Европе. Принципиальный спор между сторонниками «древности» (Рим, Греки) и «современниками» (у нас будут западники и славянофилы, потом лирики и физики!) выявляет два противостоящих подхода: сторонники античных ценностей и сторонников технического усовершенствования и прогресса (искусств, словесности, науки). Некоторые даже считают возможным вернуть позволить человека в состояние первородной жизни в раю, Золотой Век! Масонство будет стараться сопутствовать прогресс, обращая особое внимание на необходимость морального прогресса при развитии социального прогресса. Масонство будет защищать идею умного использования достижения научного прогресса и справедливого разделения материального прогресса.

«Старые обязательства», «Конституция ВЛФ», «Декларация принципов ВЛФ» и, предполагаю, «Декларация принципов ОВЛР» — все говорят об усовершенствовании общества, мира, человека и человечества а не о прогрессе! Именно об усовершенствовании личным и индивидуальным, каждого! Прогрессивные идеи конца XIX века родили фиксацию на материальный прогресс, исключая при этом необходимость сопровождать любой социальный прогресс — моральным. Наука ведет к познанию законов природы, но и к познанию самого себя. К познанию человека, человечества.

  1. Д.П.Ш.У. и диктатура

Понятие диктатуры, как системы управления «градом» или обществом противоречит гуманистическим принципам масонства. Все диктатуры запретили масонство (Фашисты, коммунисты). Масоны были и остаются защитниками и внимательными наблюдателями соблюдения «Декларации прав Человека», хотя им не удалось в законодательстве своих государств сохранить первоначальную формулировку, которая гласила «Декларация ПРАВ и ОБЯЗАННОСТЕЙ Человека и гражданина». Французский парламент в 1946 году, на запрос депутата обратно ввести первородную формулировку, проголосовал против, о чем сегодня сильно сожалеет (Все бороться за свои права – никто не хочет слышать о своих обязанностей!). С другой стороны, масоны сумели нас защитить от религиозного и политического фанатизма, выдвигая понятия как толерантность и лаицизм. Это нас, во всяком случае на Западе, уберегло от создания идолов или кумиров, столь необходимых при развитии любой диктатуры. Диктатура, как правило, не доверяет своему народу, и ему не может дать возможность самостоятельно выбирать свое верование. Диктатура должна установит СВОЮ правду, ОДНУ, единственную правду! Диктат единой правды прямо ведет к фанатизму. Масонство нам позволило познать, что «единой Правды» нет, и мы боремся со всей силой убеждения с такими фанатизмами.

  1. Как Запад воспринимает понятия «Диктатура и прогресс»

Николай Макиавель в своем труде «Принц» описывает идеальную республику времен   Медиссис, построенную на основании «доблести» (Virtu) и «везения» (Fortuna), где цель оправдывает средства. Прогресс посредством везения! А не познания? Теории Макиавелли имели своих сторонников (Руссо, Ницше, Ленин) и противников (Лео Штраус, Бердяев)

В России с трудом воспринимают «западную форму демократии», так называемую «Оптимальную форму правления», и зачастую навязанную силой некой сверхдержавой. Тоже самое касается диктатурой единого экономического мышления. Россия в поисках направлений в выявлении своего собственного пути, в нахождении правильного равновесия между диктатурой и прогрессом, между модернизмом и возвратом к старой иерархии ценностей.  

  1. Диктатура и прогресс в России

Петр I, мечтая «Открыть окно в Европу» заставил Россию пригнуть в западный и католический образ жизни XVII века. Что было бы, если Петр самовольно не заставил страну взять такой резкий поворот? Отсталость в развитии страны усугубилась бы, государство никогда не превратилось бы в империю, страна осталась бы на уровне средневекового княжества. Такая диктатура соответствует русскому характеру: суровость (но, не сравнима с Иваном Грозным), но и способность победить путем личного примера и силой убеждения (сам топором резал головы солдат-бунтарей бывшей армии). Он уоднообразил форму одежды для дворян и народа (прогресс в сторону равенства), ввел ордена (Андреевский крест) и раздал земли и звания всем тем, кто ему помог в реализации своих проектов (социальный прогресс). Можно ли подвести итоги такой диктатуры? А что сказать о новоявлении положительной фигурой Сталина в современной России?

Так же и для более близкого периода истории России: только режим, основанный на некую форму диктатуры, сперва диктатуры пролетариата, а потом самого Сталина сумел и смог довести страну до такого прогресса научного, экономического, и материального. Но стоимость? Сколько человеческих жизнь? Принужденный путь к этому «светлому будущему» был единственным возможным?

В XVIII веке и XIX веке, некий философским отказ от модернизма и прогресса затормозил развитие России, что привело к стагнации, застою политической жизни Одновременное появление бешеной индустриализации страны, ее привело к экстремальным выборам в начале XX века. Братья Вольные Каменщики этого периода не могли поддержать или заступиться за идею, основанную на научном материализме! Наши братья тогда говорили о царизме как об авторитарной монархии, а не как о диктатуре. Наши братья в изгнании в начале XX века не говорили о прогрессивных силах, а о совершенствовании, о подготовке будущих кадров для Новой России.

 С другой стороны, в 1920 годы, в тот исторический период, когда русское масонство возрождается в эмиграции, вырастает молодое политическое движение, почти в оппозиции белой эмиграции, к «старикам», основана на простой философской идеи взаимственную у Вольных каменщиков – Солидаризма: чтобы изменить политический режим в России надо провести революцию не оружием, а идеями[8]. Духовную революцию, смести старое, построить новое общество, солидарное общество, в котором личность встанет в центре забот. Сохранить хорошее, выбросить плохое! Это движение Российских солидаристов (НТС), к которому я принадлежал, останется до 1991 года официально врагом № 1 для КГБ и коммунистов. Идеи солидаристов будут, не без нашей помощи, переняты нашим соседом, в борьбе своего профсоюза «Солидарность» против своей диктатуры.

Если внимательно наблюдать за происходящим сейчас в XXI веке в России, то можно удивиться! Остались многочисленные места, деревни, до которых прогресс не дошел, которые живут как 200-300 лет тому назад, с теми же ритуалами, полу языческие, полу шаманство, привязаны к земле-матушке, к природе, которую они знают, ценят, уважают и чьими благами пользуются. Разве они менее счастливы, менее духовно богаты, внутренне заполнены, чем современный человек прикреплен к своему сотовому телефону, в своей пригородной высотке, перед своим телевизором?

  1. Заключение

Если вы собираетесь устроить гонку за прогресс – диктатура позволить быстрее достичь цель.  Масонство пытается ввести моральный стержень в эту гонку, сделать ее более умной, создать иерархию ценностей, приоритетов, показать крайности. Но, а необходим ли нам прогресс? Вообще?

Брат масон в русском или западном «граде» с уверенности откажется поддерживать любую форму диктатуры и станет на стороне определенной формы прогресса: прогресс в области знания, познания, социального прогресса, но всегда продуманного и сопровождаемого с прогрессом моральным.

Демократия, как мне кажется, в принципе не плохая система, хотя и не совершенная. Она хороша в мирное время, но не во времена конфликтов, кризисов, потрясений, когда необходимо принимать быстрые и принудительны решения, порой даже и насильственные. Масонство нас учить толерантности, поиску равновесия, справедливой середины, правильных мер, подходящего средства. Продолжим нашу работу вне храма, перенесем наши усилия в наш «град». Дабы прогресс не диктовал бы нам путь к правде. Дабы диктатура нам не закрыла бы путь к прогрессу!

Я сказал, Д.М.!

[1]А слово у нас символ: в дельта, книга открыта на странице Евангелия от Иоанна.

[2] Reichstag 24.03.1933 Ermachtigungsgesetz

[3] Guantanamo

[4] Francis Bacon : « La nouvelle Atlantide » 1627.

[5] Тюрго писал « как только человечество себя поставить над природой, будет считать себя владелицей природа, он начнет ее уничтожать и тем самым себя разрушать ».

[6] 4 д.н.э. – 65 п.р.х..

[7] Jonathan Hubner (США)

[8] Доктрина Солидаризма была развита в 1896 году во Франции философом и масоном Léon Bourgeois en 1896, и применена в Австрии в 1952 году.